Вадим Муратов

Пишет обзоры на фильмы и книги. Instagram: vadim_rafi.



Общаясь с участниками писательских курсов, обратил внимание, что некоторые сталкиваются с проблемой: как убрать воду, придать чёткую структуру и форму материалу. При этом уровень грамотности авторов тоже страдает.

Поделюсь с вами методиками и идеями редактуры, которые использую, когда пишу тексты. Всё подкреплю примерами.

Сразу скажу, что инструкция не подходит, если пишите в жанре фрирайтинга или ведёте личный дневник. Она для текстов, которые будут читать другие люди. Поехали.

Зачем вообще редактировать

Как Игорь Николаев, выделяю пять причин:

  • Благозвучие: смена порядка слов, работа над ритмом и динамикой, замена выражений, характерных для разговорного стиля, удаление штампов и канцеляризмов.
  • Краткость: лучше коротко и ёмко, чем длинно и размазанно.
  • Правда: в тексте должны быть только проверенные факты. Либо указывайте источник данных.
  • Грамотность: проверка пунктуации, орфографии, синтаксиса, исправление опечаток и всего прочего, что нарушает нормы русского языка.
  • Боль от того, что умерла любовь. На самом деле нет, пятая причина — пауза: необходимо разделить этапы письма и редактуры, чтобы дать себе отдохнуть от материала, а материалу — от вас.

Из причин для редактирования логично вытекают и методики. Разберём их подробнее и пойдём от последнего пункта к первому, от простого к сложному.

Что необходимо хорошему тексту

1. Пауза

Слышали фразу Хемингуэя: «Пиши пьяным — правь трезвым»? Первое, что нужно знать: Хемингуэй никогда её не произносил. Он любил котиков и выпить, но никогда не писал пьяным, его внучка подтверждает это. Цитата принадлежит герою романа «Рубен, Рубен» американского автора Питера Де Вриса. Однако фраза столь популярна, что ей посвящены десятки статей в русском и зарубежном интернете. Неважно, кто её автор, главное — смысл.

Творческий и критический процессы следует разделять. Когда пишете, оставайтесь в потоке, пока мысли и идеи крутятся в голове, не сдерживайте себя. Сам процесс письма, если он вам действительно нравится, и есть опьянение.

Закончив — уберите текст от себя. Устройте «день тишины», не прикасайтесь к нему, отстранитесь. Зачем это нужно? Пока пишете, в вас ярко играют эмоции, каждое предложение наполнено интонациями, всё кажется важным и необходимым. Иными словами, вы привязаны к тексту. Главный смысл паузы — разорвать эту связь. Чтобы объективно подойти к редактуре, нужно забыть, что текст писали вы, редактировать нужно непредвзято: так, как вы бы правили чужие тексты. Будьте трезвыми.

Одёргивайте себя каждый раз, как заметите, что притормозили, вернулись в какой-то абзац и что-то там ковыряете, меняете, подбираете вариант получше. Отправляйтесь в конец текста и продолжайте.

Если у вас дедлайны и сроки, то сразу закладывайте время на паузы в рабочий график, не пренебрегайте ими. Иначе велик риск сдать некачественный материал. Сначала пишите — пишите во весь дух, — а потом обязательно сделайте паузу. Длительность подбирайте по внутренним ощущениям: кому-то достаточно пары часов, кому-то нужны недели. Без перерыва нельзя.

Ну вот, теперь можно прерваться и налить чайку.

2. Грамотность

Отдать на публикацию текст с ошибками — не уважать читателя. Да и авторитет в глазах грамотной аудитории потеряете. Текст нужно выпустить чистым и аккуратным, до каждой запятой и буквы.

Ошибки разделяю на:

  • типографические — опечатки и прочие промахи по клавиатуре, неправильная расстановка тире, пробелов, кавычек и так далее; решается повторным чтением и знанием этих самых правил;
  • орфографические — правописание; можно проверить онлайн или в Word;
  • пунктуационные — расстановка знаков препинания, больное место интернет-писателей и блогеров; тоже можно проверить онлайн или в Word;
  • тавтологии — неуместное повторение однокоренных слов; внимательно перечитайте и замените на синонимы;
  • синтаксические — связь слов в предложении; часть ошибок могут найти онлайн-сервисы и Word, но человек всегда проверит лучше.

Читать текст с ошибками — боль. Если можете признаться, что высокий уровень грамотности — это не про вас, то отчаиваться и бросать писать не нужно. Грамотность — больше технический момент письма, нежели творческий. Вашей аудитории интересна в первую очередь тема и польза текста. И всё же не стоит слишком полагаться на сервисы, до человека им далеко.

Где проверить текст:

Эти сервисы работают с текстом очень поверхностно: опечатки и орфографию оценить могут, но проверка слов по смыслу выше их возможностей. На скриншоте ниже текст, который я специально написал с ошибками и проверил на всех сайтах. Здесь 12 ошибок всех мастей, однако всё, что выдаёт сервис, — ошибка в слове «круассан» и начало предложения с маленькой буквы. Вы всё ещё доверяете машинам?

Типографика — целое искусство, посвящённое изящному и логичному оформлению. Если хотите, чтобы текст выглядел солидно, по-книжному, а не так, будто вы не глядя накидали заметку по пути на работу, то изучите правила, это не сложно. Прекрасные материалы (да-да, это сам Артемий Лебедев) и ресурс по теме:

Лучше дело обстоит с тавтологиями. Сервис «Свежий взгляд» поможет не повторяться. Закидывайте в него текст, поиграйтесь настройками и запускайте обработку. Я предпочитаю увеличенную длину контекста, чтобы слова реже повторялись. Вот скриншот с примером:

Лайфхак. Если пишете в текстовых редакторах типа Word, то пользуйтесь встроенным поиском (сочетания Ctrl + F в Windows или Command + F в macOS). Например, моей бедой были местоимения «это» и его производные. Чтобы не засорять текст тавтологиями, делал поиск по «эт» во всём документе, слова с этими буквами подсвечивались, и я переделывал фразы, чтобы убрать повторы. Или просто выбрасывал и заменял на тире.

Ошибки синтаксиса отыскать с помощью сервисов сложно. Нечто подобное существует в Word: неправильные соединения слов версия редактора 2016 года подчёркивает синим, так же поступает с запятыми и пробелами. Ошибки в орфографии и незнакомые слова — красным. Но всегда нужно быть внимательным: Word не всё понимает и адекватно оценивает. Подробнее о синтаксисе (это слишком обширная тема для одной статьи) читайте у Ильяхова и Сарычевой в «Пиши, сокращай» — очень рекомендую.

Вывод прост — повышайте уровень грамотности. В этом вам поможет сервис Ильи Бирмана с основными правилами русского языка. На сайте удобный поиск — проверяйте все моменты, в которых сомневаетесь.

3. Правда

Все утверждения и факты в тексте, которые можно проверить, проверять нужно! Если не уверены или не можете проверить, у вас нет права публиковать материал.

Забудьте фразы «большинство россиян/мужчин/каннибалов», «многие думают/видели/знают» и всё в таком духе. Не можете подтвердить цифрами — признавайтесь, что вам так кажется, что это со слов друзей и знакомых или результаты голосования среди ваших подписчиков в соцсетях.

Давайте ссылки на авторитетные источники. Не лгите читателю.

Как редактор вы несёте определённую ответственность. Если за основу берёте данные из каких-либо изданий и в них нет ссылок на источники, не используйте эту информацию либо проверьте сами.

В начале я написал про Хемингуэя и о том, что ему не принадлежала фраза «писать пьяным, править трезвым». Я специально проверил эту информацию, поискал в русско- и англоязычном интернете, потому что хотел проверить, правда ли это или просто клише, которое пихают, когда удобно. В результате обнаружилWho said «Write Drunk, Edit Sober»? , что автор цитаты совсем другой«Write drunk; edit sober.» — Ernest Hemingway , и не стал прикрываться авторитетом и культурной значимостью Хемингуэя, а прямо сказал, что никогда такого он не говорил.

И так нужно поступать со всеми фактами. Общеизвестное ≠ истинное. Помните формулу доктора Хауса: «Все врут»? Вот пусть другие врут, а вам — нельзя. Редактор должен быть честным: перед собой, автором и читателями.

4. Краткость

Сокращайте всё, что можно. Работайте на разных уровнях: предложений, абзацев и всего текста.

В предложении

Убирайте личные местоимения, если и без них понятно, о ком речь. В первую очередь избавьтесь от «я», не якайте. В русском языке глаголы спрягаются, то есть меняются по числам и лицам. Поэтому читатель всегда поймёт, о ком речь. Вместо «я увидел(а)» — просто «увидел(а)», по глаголу и так ясно, кто тут действующее лицо. Изредка местоимение лучше оставить, если без него предложение плохо звучит.

Ищите местоимения «это» и его производные («этих», «тот», «тому» и так далее) и при повторе перефразируйте предложение. Постоянные повторы этих местоимений — это признак разговорной речи. Заметили, что в предыдущем предложении после тире можно было убрать «это»? Нужно было.

Если получается выбросить часть предложения без потери смысла — выбрасывайте.

Тире — чудесный типографский знак, одна из функций которого — заменять пропущенные слова. Пример: «Она работала в школе в первую смену, а я — во вторую». Можно не повторять «работал в школе во вторую смену»: оставьте ключевые слова, остальное замените на тире.

Помните формулу: одно предложение — одна единица информации. Не перегружайте предложения, дробите их для простоты восприятия. Пример: «Мы собирались поехать к бабушке в деревню, а в дороге Витя порезал руку». Здесь в одном предложении две мысли: «семья едет в деревню» и «Витя порезался». Разделяйте такие предложения. «Мы собирались поехать к бабушке в деревню. В дороге Витя порезал руку».

В абзаце

Один абзац — одна мысль, тема, вывод. Делите текст на абзацы, чтобы было удобнее читать и ориентироваться. В абзаце вы раскрываете мысль или ситуацию, которую начали в первых предложениях. Если брать пример с деревней и Витей, то логический ряд такой: собрались в деревню → Витя поранился → поехали в больницу → поездка сорвалась. Расписать полнее — вот и готов абзац. В начале объявляете тему, в середине её раскрываете, в конце — вывод.

В целом тексте

Абзац — микрокосм текста, со своим началом, серединой и концом. То же можно сказать и о тексте в общем. Если у вас был план, сверьтесь, не отошли ли от него. Ищите повторяющиеся мысли. Безжалостно удаляйте такие куски, даже если они большие. Нет смысла убеждать читателя повторами, сразу пишите так, чтобы донести важность мысли.

Я боялся удалять отрывки текста, потому что считал их чем-то важным, чем-то, что будет акцентировать внимание читателя, раскрывать вопрос глубже и шире. Это ошибка. Все увидят только конечный результат, никто не скажет вам: «Ай-яй-яй, какое отличное место вырезал, зачем же ты так». Это вы выбираете, что показать читателю. Покажите лучшее.

У текста есть тема — то, что вы хотите сказать. Не надо лирических отступлений. Не отклоняйтесь в сторону, на побочные размышления, пусть всё будет стройным и логичным. Отбросьте лишнее, сделайте текст легче, сэкономьте время и силы читателя. Сушить до бесконечности нет смысла: оставьте краски и эмоции, но воду нужно убрать.

5. Благозвучие

Сложное оставил напоследок. Эмоциональное восприятие текста субъективно, однако ряд правил существует и тут.

Филологи делят речь на устную и письменную. Это разные «жанры», и письменная отличается большей упорядоченностью, логичностью и чистотой. В отличие от устной письменная речь не бывает неподготовленной. Когда вы пишете, вы всегда знаете, о чём пишете.

Когда в следующий раз будете общаться с кем-нибудь по телефону, обратите внимание не только на то, что говорит собеседник, но и на то, как он говорит. Подумайте, можно ли этот поток слов записать и получить красивое и стройное изложение мысли? Скорее всего, нет.

Порядок слов в предложении также важен. Он задаёт ритм. В устной речи можно нарушать привычный порядок, благо русский язык позволяет менять слова местами, и это также черта разговорной речи. Собеседник вас всегда поймёт, если перестановка слов не придаёт иные смыслы тому, что вы говорите.

Плохой порядок слов Хороший порядок слов
Первое упоминание о кератине появилось в литературе в научной работе 1849 года… Первое упоминание о кератине в литературе появилось в научной работе 1849 года…

Что изменилось:

  1. Ушли от двусмысленности: не кератин впервые упоминается в литературе (может, о нём песни пели, которые до нас не дошли), а первое упоминание о кератине в письменном виде нашли в научной работе.
  2. Разделили две конструкции с предлогом «в», что упростило чтение.

Динамика текста — темп подачи материала, его эмоциональность, острота, степень вовлечённости читателя. Хороший текст захватывает, плохой — отталкивает.

Вспомните какой-нибудь юридический договор: бесконечные пункты и подпункты, от которых можно сойти с ума. Предложения длинные и сложные, читать тяжело — хочется быстрее поставить подпись и бросить пачку бумаг в нижний ящик стола. При этом договор важный: можно ведь на деньги попасть, мотивации вникать хоть отбавляй. И всё равно от такого чтения одна усталость. Дело — в выборе слов.

Чтобы текст был динамичным, вводите героя, которому можно сопереживать, чьи проблемы понятны. Рисуйте живой мир, добавляйте детали и образы, которые подействуют на эмоции читателя. В абзаце выше я сделал это, когда говорил о договоре и нижнем ящике стола. Все проживали подобный опыт и могут представить себя на месте героя текста.

Уходите от абстракций, составных и страдательных форм глагола, реже используйте деепричастные и причастные обороты — добавьте прямое действие.

Абстракция Конкретика
Добыча и продажа нефти — ключевой фактор в развитии экономики страны. Наша экономика зависит от нефти.
Составной глагол Простой глагол
Режиссёр Джон С. Бейрд решил продолжать снимать фильмы в жанре «чёрная комедия». Режиссёр Джон С. Бейрд продолжит снимать «чёрные комедии».
Страдательный залог Действительный залог
Охранниками были предприняты меры по обезвреживанию грабителя. Охранники поймали и скрутили грабителя.
Причастный оборот Без причастного оборота
Возбуждённые вечерними играми дети с трудом укладывались спать. Из-за вечерних игр дети не могли уснуть / не хотели спать.
Деепричастный оборот Без деепричастного оборота
Имея единую природу с портьерными тканями, рулонные жалюзи гармонично сочетаются со шторами. Мы используем портьерные ткани в материале рулона, поэтому жалюзи гармонично сочетаются со шторами.

Штампы и канцеляризмы — речевые обороты, которые свойственны деловой речи, заявлениям, юридическим бумажкам и прочей тяжеловесной писанине. Коронные приёмы канцеляризма — отглагольные существительные вместо глаголов и ряды существительных в косвенных падежах. Вместо «мы делаем» — безликое «изготовление», вместо «во время работы» — «в процессе производства работ» и так далее. Звучит официально, но безжизненно и громоздко.

Штампы и канцелярит Просто и понятно
В процессе производства работ по выявлению степени положительного воздействия собак на людей была обнаружена положительная динамика в иннервации зон удовольствия в мозгу человека с ростом количества щенят на квадратный метр помещения. Учёные поняли: чем больше щенят в комнате, тем радостнее.

Избавьтесь от канцелярита и штампов — это зомби в русской словесности. Делайте речь живой и красивой.

Задача писателя — упростить текст, сделать так, чтобы он легче доносил суть, а читатель тратил меньше сил. Поэтому порой редактировать приходится дольше, чем писать, — это нормально. Такова цена хорошего материала.

Вывод

Интернет дал нам писательскую свободу. Каждый может опубликовать свой текст, и выбор площадок огромен. Высокая конкуренция, нужда в контенте и низкий профессионализм редакторов привели к тому, что требования к качеству текстов снизились. Я видел нелепые ошибки в книгах и онлайн-журналах, видел откровенно слабые с точки зрения редактуры и языка статьи на известных сайтах вроде Psychologies, Esquire или Glamour. Даже крупные авторитетные издания роняют планку.

Так он или она? Надо определиться

Поэтому вся надежда только на самих авторов. Спорить не буду: контент решает, и часто содержание важнее формы, но редактура не только исправляет опечатки и расставляет запятые — она помогает доносить смысл и выделять суть. Хороший текст — как алмаз: бриллиантом становится только после огранки. В этом и цель редактуры.

Бонус: как развить редакторские способности

Читайте русскую классику — кладезь языка, гармоничного порядка слов и стиля. Избегайте бульварной литературы — уровень редактуры в ней часто вызывает сомнения. По крайней мере, сократите долю такого чтения в пользу классики. Позже, читая более осознанно, будете видеть все косяки, и они не повлияют на ваш писательский вкус.

Читайте стихи: Бродский, Маяковский, Рождественский, конечно же Пушкин, Лермонтов и прочие классики. Даже если вам не нравится поэзия, подобное чтение мощно развивает чувство писательского ритма. Гарантирую.

Специальная литература, которая поможет в писательстве и редактуре: «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Поверьте, даже эти две книги вам сильно помогут. Сервисы с правилами русского языка также хорошая помощь, therules.ru и gramota.ru должны стать вашими верными спутниками.

Грамотный писатель не тот, кто не ошибается, а тот, кто может проверить текст и исправить его. Поэтому проверяйте все моменты, в которых сомневаетесь. Постепенно их будет всё меньше.