Олег Осокин

Шеф-сомелье компании Simple. Преподаватель школы вина «Энотрия». Член Российской ассоциации сомелье. Сомелье высшей категории.

Сегодня в разнообразном винном мире потребителю сложно сделать выбор, так как помимо множества стран, регионов, производителей и стилей есть фактор ценообразования, который для многих остаётся неочевидным. Можно вспомнить, как в эпоху нефтяного бума российские бизнесмены стремились заполучить виноградник в Тоскане и шато в Медоке, а потом, осознав, какие это инвестиции и как долго они окупаются, спускались на землю.

1. Виноградник

Высадить виноградник — дорогая процедура. Просто сама покупка земли в том или ином регионе, особенно в престижном, выходит в копеечку. Для начала нужно провести анализ почв, экспозиции, ландшафта, погодных условий и понять, какой сорт винограда подходит к этой местности. Для этого чаще всего на помощь приходят агрономы и энологи-консультанты. Их гонорар может доходить до миллионов евро в год (правда, тут речь идёт о звёздных виноделах типа Мишеля Роллана, Карло Феррини).

Далее покупают лозы в питомнике, высаживают и формируют виноградник… И ждут три-четыре года!

Первый урожай новые лозы дадут не сразу, поэтому начинать с нуля дорого, это длинные инвестиции. Проще купить уже высаженный участок земли.

Виноградник требует ухода почти всё время, поэтому никто не может обойтись без постоянного агронома и его помощников. Необходимо делать подрезку лоз, формировать растение, бороться с заморозками, засухой, проливными дождями, градом, болезнями и вредителями.

Как поступает винодел в случае небольшого или вообще потерянного урожая? Он поднимает цены на то, что осталось, или его следующий урожай. Яркий пример — Бургундия, которая за последние семь лет лишь однажды добилась правильного баланса качества и количества. Отсюда подорожание на 30–40%, в зависимости от аппелласьона.

Виноград можно также покупать, если нет или не хватает своего. Его цена, соответственно, тоже влияет на стоимость вина. В зависимости от региона она сильно варьируется. В крупных, рассчитанных на масс-маркет регионах цена за килограмм начинается от 10 центов, в самом дорогом регионе, Шампани, в самых престижных деревнях уровня Гран Крю, — от 5 до 9 евро.

Имеет значение репутация винодельческого региона, его престиж и спрос на виноградники.

Купить 1 га виноградника в Бароло или Бургундии можно по цене от 1 миллиона евро, но проблема в том, что никто не продаст.

Поэтому все последние транзакции здесь были настолько высокими по цене, что становится ясно: предложили такую сумму, от которой невозможно отказаться. А вот на юге Франции или Италии приобрести виноградники нетрудно и даже относительно дёшево, но будет ли спрос на такое вино?

2. Рабочая сила

Это один из самых «дорогих» факторов в ценообразовании, поэтому стоимость работника, скажем, во Франции может занимать немалую долю себестоимости бутылки. Владельцы хозяйств, конечно, пользуются услугами сезонных рабочих, машинной техникой и арендованными тракторами и оборудованием, но от этого может также снизиться качество.

Бывают случаи, когда механизация сбора урожая запрещена законом или розлив вина разрешено делать только в пределах этой винодельческой области. Впрочем, в таких регионах, как Мозель (Германия), Северная Рона (Франция) или Долина Дору (где делают портвейн в Португалии), ни о какой механизации нет и речи: склоны настолько крутые, что приходится строить террасы и иногда пользоваться лебёдкой.

3. Производство

Для производства вина необходим сортировочный стол для отбора винограда, дробилка-гребнеотделитель (для красного винограда), пресс (чаще всего для белого), чаны для ферментации (дубовые, из цемента или нержавеющей стали), бочки для выдержки (если надо), бутилировочная линия. Многое из этого также можно купить б/у или арендовать, но тоже есть вероятность потерять в качестве.

Если говорить о стоимости ёмкостей для выдержки, то, например, стандартная бочка на 225 л от ведущих бондарей Франции Seguin-Moreau или Vicard обойдётся от 800 до 1 200 евро. И тут надо понимать, что такая бочка у премиального производителя используется не более 4–5 лет. Парк бочек надо постоянно обновлять, а старые — продавать.

4. Упаковка

Упаковка бутылки (размер, объём, формат, вес) имеет значение, так как тяжёлая массивная ёмкость стоит дороже, но и выглядит премиально, а для массового сегмента берут наиболее лёгкие и стандартные калибры.

Укупорка может также влиять на себестоимость: натуральная португальская цельная пробка из дубовой коры стоит от 1 до 3,5 евро, прессованная пробка — 0,1 евро. Синтетические, пробки-стопперы, стеклянные или винтовые тоже значительно удешевляют вино. Не забываем про этикетки и коробки.

5. Транспортировка и хранение

Морем возить дешевле, чем сушей. Поэтому, несмотря на отдалённость, вина Чили, ЮАР и Австралии прибавляют не так много в цене после транспортировки на корабле, а дальше, как только они «садятся» в грузовик, начинают дорожать.

В идеале необходимо пользоваться машиной с холодильным оборудованием, чтобы вино не перегрелось или не замёрзло. Те, кто пытается сэкономить на дешёвой фуре, берут на себя риск испортить вино ещё до прибытия на склад.

В премиальном сегменте вина (от 20 евро) транспортные расходы могут составлять до 15% его конечной стоимости.

6. Налоги, акцизы и пошлины

Как и во многих странах мира, в России импортное вино облагается акцизами (18 рублей за литр тихого вина с защищённым наименованием места происхождения), пошлиной (12,5% от таможенной стоимости) и НДС (18%).

7. Маркетинг

Когда вино приезжает к импортёру, необходимо понять, какими средствами его продавать. Реклама и продвижение в разных каналах сбыта осуществляются по-разному. Для премиальных вин это дегустации, выставки и мастер-классы для профессиональной аудитории и ценителей, для ретейла — работа с полкой, промоакции и прочее. Уже на этой стадии стоимость вина, например, из Италии с 10 евро вырастает до 25.

8. Дистрибьюторы, ретейлеры и рестораны

Надо также помнить о складских издержках, где вино не становится лучше, если в помещении нет климат-контроля. Да и замороженные активы никому не нужны.


Конечно, есть небольшой пул вин, стоимость которых объяснить издержками производства или логистикой нельзя. К таким винам относят классические образцы Бордо, Бургундии, Шампани, легендарные тосканские и культовые калифорнийские вина. Спрос на знаменитые шато и крю настолько высок, что пределов наценки почти нет.

Дело в том, что многие вина действительно происходят из уникального виноградника, который невозможно расширить, а объём нарастить. Но всё равно эти вина раскупают и выпивают — зачастую слишком рано, когда они не раскрыли свой великий потенциал. В этом случае работает логика рынка: вино стоит столько, сколько клиент готов за него заплатить.

Читайте также