Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Продуктивность
7 декабря 2020

20 эффективных техник тайм-менеджмента

Организуйте жизнь так, чтобы ни минуты не тратить впустую.
Фото автора Дмитрий Сажко
Дмитрий Сажко

Автор Лайфхакера

20 эффективных техник тайм-менеджмента

1. Правило 1‑3‑5

Техники тайм-менеджмента: правило 1-3-5
AndreyPopov / Depositphotos.com

Ваше рабочее время в течение дня ограничено, и правило 1‑3‑5 позволяет потратить его наиболее разумно. Суть его в следующем: за день вы можете сделать только одну большую задачу, три средние и пять мелких. Всего — девять дел, не больше и не меньше. Правило поможет постепенно разгрести завалы, успевая в срок и не переутомляясь.

2. Правило трёх

Для тех, кто не в ладах с цифрами или не может делать по девять дел за день, Крис Бейли, автор книги «Мой продуктивный год», придумал правило трёх. Оно гласит, что для достижения продуктивности достаточно каждый день выполнять три самых важных дела.

Вместо того, чтобы распылять свои силы и внимание на пару десятков пунктов в чек‑листе, просто выберите три самые важные задачи на день и сфокусируйтесь на них. На следующий день выберите ещё три, и так далее. Так вы будете сохранять сосредоточенность. Это же правило можно применять для постановки целей на неделю, месяц или год.

3. Способ 10 минут

У вас есть какая‑то задача, к которой вы не хотите приступать? Скажите себе: «Я позанимаюсь этим только 10 минут, а потом пойду отдохну». Скорее всего, за это время вы втянетесь в работу и уже не сможете остановиться.

4. Pomodoro

Техники тайм-менеджмента: Pomodoro
alessandrozocc / Depositphotos.com

Эту систему придумал Франческо Чирилло, чтобы облегчить себе подготовку к экзаменам. Она помогает сосредоточиться людям, которые легко отвлекаются. Кроме того, это хороший способ контролировать, сколько времени у вас уходит на ту или иную работу.

Вот как Pomodoro работает: вы берёте таймер и ставите его на 25 минут. После этого фокусируетесь на работе. Когда 25 минут истекут, вы отдыхаете 5 минут, а затем повторяете всё заново. Через четыре цикла вас ждёт большой перерыв на полчаса.

5. Метод 90/30

Методом 90/30 пользуются писатель и блогер Тони Шварц, сооснователь сервиса Buffer Лео Видрич, литературный критик Бенджамин Че Кай Вай и предприниматель Томас Оппонг.

Суть его заключается в следующем: вы напряжённо работаете 90 минут, потом отдыхаете полчаса, а затем повторяете цикл. При этом первые 90 минут вы отводите под самую важную задачу, которую должны сделать за день, а следующие отрезки посвящаете менее важным делам.

Согласно исследованиям специалиста из Йеля Перетза Лафи, 90 минут — это оптимальное время, в течение которого человек может эффективно сосредотачиваться на одной задаче. А получаса достаточно для полного отдыха, что подтверждается изысканиями нейрофизиолога Натана Клейтмана.

6. Метод 52/17

Это частный вариант предыдущего способа. Он не отличается ничем, кроме цифр: вы работаете 52 минуты, а потом 17 минут отдыхаете. Согласно эксперименту, проведённому сервисом по трудоустройству The Muse с помощью приложения DeskTime, эти временные отрезки позволяют сохранять продуктивность и избегать переутомления. Поэтому используйте метод 52/17, если чувствуете, что вам не хватает сил работать 90 минут подряд.

7. Поедание лягушек

Метод придумал мотивационный оратор и автор книг по саморазвитию Брайан Трейси. «Лягушками» он называет неприятные и сложные задачи, которые вы должны выполнять, несмотря на своё нежелание. С самого начала дня сделайте одно такое дело — «съешьте лягушку». И потом вам будет легче: вы сбросите этот камень с души и обеспечите себе хорошее настроение на весь день.

8. Временные блоки

Техники тайм-менеджмента: временные блоки
Viviamo / Depositphotos.com

У списков задач есть одна неприятная особенность: они совершенно не дают представления, сколько времени требует то или иное дело. «Купить хлеб» и «Закончить отчёт» занимают в перечне одну строчку, но задачи эти несопоставимы по сложности и важности.

Календарь куда лучше списка дел: он позволяет контролировать время визуально. Вы видите большой блок и понимаете, что задача нелёгкая. Поэтому попробуйте технику «временных блоков»: помещайте их в календарь и каждому отводите время сообразно сложности задачи. И пока делаете то или иное задание, не отвлекайтесь на другие.

9. GTD

GTD (Getting Things Done) — это система продуктивности, придуманная бизнес‑тренером Дэвидом Алленом. Её основные принципы заключаются в следующем:

  1. Записывайте все дела и идеи в одном месте, так называемом Inbox («Входящих»).
  2. Периодически сортируйте содержимое Inbox, присваивая делам приоритеты и сроки. Размещайте заметки по папкам в соответствии с их содержимым — «Работа», «Дом», «Покупки» и так далее.
  3. Проводите ревизии — выбрасывайте ненужные заметки, вычёркивайте выполненные дела, перемещайте утратившие актуальность материалы в архив.
  4. Когда всё распланировано, приступайте к исполнению. Задачи, которые можно сделать за пару минут, решайте сразу же. Другие же можно делегировать или поместить в календарь.

Узнать все тонкости GTD можно в нашем руководстве.

10. ZTD

Лео Бабаута, автор блога о продуктивности Zenhabits, считает, что система GTD Дэвида Аллена очень сложна и требует слишком много усилий. Он предлагает свою систему в стиле дзен — Zen to Done. Чтобы ей следовать, нужно выработать 10 простых привычек.

  1. Собирайте всю информацию в Inbox.
  2. Обрабатывайте все записи, не откладывая их в долгий ящик.
  3. Планируйте основные цели на каждый день и самые крупные задачи — на неделю.
  4. Каждый раз фокусируйтесь только на одном деле, не распыляя внимание.
  5. Создавайте простые короткие списки дел.
  6. Организовывайте заметки по категориям в зависимости от их содержимого, как в оригинальном GTD.
  7. Регулярно просматривайте ваши записи и избавляйтесь от лишнего.
  8. Упрощайте. Сократите список своих задач и целей, пишите коротко и понятно.
  9. Чтобы настроиться на работу, поддерживайте определённый режим дня постоянно.
  10. Занимайтесь тем, что вам действительно интересно.

11. Канбан

Канбан
comzeal / Depositphotos.com

Японский метод продуктивности, который помогает отслеживать, какие дела вы выполняете, что вы уже сделали и чем нужно будет заняться в будущем. Канбан наглядно визуализирует рабочий процесс.

Вы берёте доску для стикеров (или регистрируетесь в каком‑нибудь менеджере дел вроде Trello) и рисуете на ней три столбца: «Сделать» (To do), «Делаю» (Doing), «Сделано» (Done). Затем пишете свои дела на стикерах и помещаете в соответствующий столбец в зависимости от того, чем занимаетесь и что уже сделали.

12. Правило двух минут

Это правило — неотъемлемая часть GTD, но его можно использовать, даже если вы не фанат методики Аллена. Если задача займёт не более двух минут — сделайте её немедленно. Так вы разгружаете свой мозг, потому что вам не придётся больше помнить об этом деле.

13. Zero Inbox

Техники тайм-менеджмента: Zero Inbox

Zero Inbox придумал писатель и эксперт по производительности Мерлин Манн, и метод этот отлично сочетается с GTD. Манн применял его к электронным письмам, но точно так же можно обрабатывать дела, документы, заметки и прочие сведения. Как следует из названия, задача этой методики — поддерживать ваш Inbox пустым.

В оригинальной системе GTD во «Входящих» постоянно скапливается куча записей. Нужно выделить время, чтобы их разобрать, и в забитом Inbox легко проглядеть что‑нибудь важное. Манн рекомендует разбирать содержимое сразу по мере поступления. Вы открываете Inbox и решаете, что сделать с каждым пунктом: удалить, делегировать, ответить, отложить или выполнить. Не закрывайте его, пока не произведёте одно из указанных действий со всеми элементами.

Кроме того, значительно сэкономить время вам помогут автоматические фильтры в почте, умные папки и программы для сортировки документов.

14. Fresh or Fried

Fresh or Fried переводится как «Свежий или жареный». Эта философия создана блогером Стефани Ли. Согласно ей, когда вы просыпаетесь утром, ваш мозг «свежий», но с течением дня он «поджаривается». А значит, вы должны определить время своего пика продуктивности и успеть сделать за этот период всё самое важное за день. Вот как это работает.

  1. В конце дня, когда вы уже устали, уделите 15 минут, чтобы создать список дел на завтра.
  2. Перенесите самые важные задачи на начало дня, в раздел Fresh. Туда же отправляются дела, которые вы не любите — те самые «лягушки». Их нужно сделать, пока у вас ещё есть силы.
  3. Менее срочные, не очень сложные и более приятные дела отправляются в раздел Fried — то есть во вторую половину дня, в зависимости от вашего расписания. Они будут меньше загружать вам мозг.
  4. На следующее утро следуйте вашему списку. Затем вечером составьте новый.

Стефани рекомендует FoF людям, которые каждый вечер обнаруживают, что абсолютно выбились из сил, но ничего не успели, хотя и весь день работали.

15. Метод айсберга

Рамита Сети, автор книги «Я научу вас быть богатым», использует этот метод, чтобы сохранять информацию на потом. Работает он так: вы сохраняете все электронные письма, заметки, статьи, списки в одном месте — например, в сервисе для заметок вроде Evernote или Notion либо в виде документов. Затем распределяете эти материалы с помощью тегов, папок и категорий — как вам удобно.

Каждые 4–6 недель просматривайте эту информацию и думайте, можно ли применить её на практике. Если что‑то бесполезно — выбрасывайте или архивируйте. Это позволяет создать собственную базу знаний.

16. Автофокус

Техники тайм-менеджмента: автофокус

«Автофокус» изобрёл эксперт в области производительности Марк Форстер. Эта система планирования подходит творческим людям, которым тяжело следовать GTD.

Запишите все ваши дела в тетрадь без какого‑либо порядка. Затем просмотрите список, выберите те, что нужно сделать как можно скорее, и разберитесь с ними. Когда неотложные задачи решены, приступайте к тем, что вам сейчас больше по душе. Не доделали что‑то — перенесите в конец списка, вернётесь к этому потом. И повторяйте эти действия день за днём.

17. Матрица Эйзенхауэра

Эта схема создана американским президентом Дуайтом Эйзенхауэром. В матрице четыре раздела для задач: «Несрочные и неважные», «Срочные, но неважные», «Важные и несрочные» и «Срочные и важные». Распределите ваши дела по разделам и сможете узнать, на что больше всего тратите времени и каким задачам стоит уделить больше внимания.

18. Метод 4D

4D придумал Эдвард Рэй, мотивационный писатель и консультант. Метод призван помочь людям, которые при виде своего списка задач приходят в ужас и не знают, как подступиться ко всем скопившимся пунктам.

Рэй утверждает, что нужно запомнить только четыре слова на букву D, и тогда у вас не будут опускаться руки перед горами дел. Вот они:

  • Do (сделать) — если вам назначили задачу, лучше всего выполнить её сейчас же и сразу вычеркнуть из списка.
  • Delegate (делегировать) — когда вы не можете или не успеваете что‑то исполнить, но у вас есть относительно свободный помощник, передайте задачу ему.
  • Delete (удалить) — некоторые дела не так уж и важны. Откажитесь от них, окончательно удалив из списка задач. Если вам пытаются навязывать лишние обязанности, научитесь вежливо говорить «нет».
  • Delay (отложить) — когда задача слишком объёмная или не требует немедленного исполнения, её можно и отложить. Но вы должны обязательно установить ей чёткие сроки, иначе она так и будет лежать мёртвым грузом.

Выберите задачу, произведите с ней одно действие из 4D, а затем перейдите к следующей.

19. Хронометраж

Техники тайм-менеджмента: хронометраж

Обычно люди, пытающиеся стать продуктивными, тщательно отслеживают время, которое тратят на важные дела, и совершенно забывают учитывать периоды, в которые занимаются ерундой. Эту проблему решает техника «Хронометраж», которую придумал эксперт в области управления временем Глеб Архангельский. Она позволяет понять, на что уходит ваше время, приучает внимательнее относиться к тому, чем вы занимаетесь, и меньше отвлекаться.

Возьмите тетрадь и записывайте все свои действия и сколько вы ими занимались, с точностью до 5–10 минут. Фиксируйте и рабочие моменты, и переговоры, и встречи, и даже время, проведённое на YouTube и в играх. Уделите этому пару недель. Потом пролистаете тетрадь, узнаете в лицо своих «хронофагов» и сделаете выводы. Может, вам нужно меньше смотреть забавные видосики, или реже отлучаться пить кофе, или ваш враг — телефонные звонки.

20. Метод Тима Феррисса

Тимоти Феррисс — гуру продуктивности, придумавший свой метод организации работы, базирующийся на двух правилах. Первое — правило 80/20, или принцип Парето, согласно которому 80% наших дел можно сделать за 20% времени. На оставшиеся 20% будет затрачено 80% времени. Второе — закон Паркинсона: работа заполняет всё время, отпущенное на неё.

По словам Феррисса, из этого вытекает следующее: чтобы всё успевать, не надо больше работать — нужно лучше фокусироваться. Пусть вы будете трудиться с полной отдачей всего 20% рабочего времени, зато сможете переделать все действительно важные дела. А оставшиеся 80% можно уделить простой текучке — так вы сфокусируетесь на приоритетных задачах и избежите переутомления.

Читайте также
⏲
Как справиться с выгоранием и вернуть себе былую продуктивность
В чём разница между продуктивностью и эффективностью и что важнее
50 золотых советов для повышения продуктивности
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Смартфон realme P3 Lite 5G

Свежий бюджетник realme P3 Lite 5G отдают со скидкой 55%

самый популярный ирригатор на AliExpress

Самый популярный ирригатор на AliExpress отдают со скидкой 63%

Это интересно
Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Комментарии
Катерина Ермолаева
07.12.20 09:20
Нууу это если ты какая-то творческая личность, самозанятый или фрилансер... Сложно придерживаться большинства этих принципов, если вы например помощник руководителя. Мол, извините, Пал Палыч, но 9 дел сегодня я уже выполнила, дальше давайте сами. Или: нет, я не могу выполнить ваше поручение прямо сейчас, потому что последние 90 минут я эффективно работала и сейчас у меня отдых. Вот с матрицей Эйзенхауэра я согласна, примерно так я и работаю. А метод 4D довольно забавный)) Как решить гору задач? Сделать, свалить на другого, не делать, отложить на когда-нибудь))) Очень эффективно) Это лайк!)
Vladimir Volov
27.09.21 00:57
Дмитрий Сажко откровенно обманывает читателя про ХРОНОМЕТРАЖ, что его придумал некто Архангельский, Ни самого Сажко, ни Архангельского еще на свете не было, когда эта система применялась (Гранин_Любищев)
марина петрова
13.11.21 13:38
Заманчиво жить по плану, но всегда получается из-за различных обстоятельств.
Kotery
13.11.21 14:42
нафиг жить по плану, я не робот
Kotery
13.11.21 14:42|изменено
У животноводов разузнайте, как они создают очень продуктивный-эффективный скот.
Олег Казаков
31.05.22 14:02
Так это сложно, жить по плану, что-то расписывать, планировать. Все из этой статьи было перепробовано, что-то помогло, а что-то нет. На приложения всякие по планированию подсел, кучу тоже перебрал их. Но сейчас ими довольно сложно через впн пользоваться, нашел для себя пока аналог Weeek называется, этакий сборник всего по планированию, пока устраивает, удобная штука, на работе в офисе тоже начали пользоваться им, пока полет нормальный))
Что вы могли пропустить
Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября
Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября
0
19:00
Покупки
Покупки
Наедине с собой: 5 книг, которые помогут обрести счастье в одиночестве
Наедине с собой: 5 книг, которые помогут обрести счастье в одиночестве
0
18:00
Книги
Книги
11 новых приложений для iOS: лучшее за октябрь
11 новых приложений для iOS: лучшее за октябрь
0
16:00
iOS
iOS
5 поз для глубокого проникновения
5 поз для глубокого проникновения
14:30
«Горящая изба»
Секс
Как почистить кулер для воды в домашних условиях
Как почистить кулер для воды в домашних условиях
0
13:00
Ликбез
Советы
37 рецептов нежнейших творожных запеканок
37 рецептов нежнейших творожных запеканок
12:00
Еда
Еда
120 идей подарков для «Тайного Санты»
120 идей подарков для «Тайного Санты»
0
11:00
Покупки
Праздники
Как авторизоваться в Telegram, если СМС и звонки не приходят
Как авторизоваться в Telegram, если СМС и звонки не приходят
0
10:00
Ликбез
Технологии
5 причин, почему мы игнорируем информацию, которая прямо у нас под носом
5 причин, почему мы игнорируем информацию, которая прямо у нас под носом
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress
30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress
0
Вчера
Покупки
Покупки
Нежная творожная запеканка с манкой — как в детском саду
Нежная творожная запеканка с манкой — как в детском саду
Вчера
«Горящая изба»
Еда
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
0
Вчера
Кино
Кино
Исследование Ozon: куда отправятся россияне в сезон распродаж
Исследование Ozon: куда отправятся россияне в сезон распродаж
0
Вчера
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Новый телескоп обнаружил огромный звёздный поток в космосе — он скрывался у всех на виду
Новый телескоп обнаружил огромный звёздный поток в космосе — он скрывался у всех на виду
0
Вчера
Новости
Новости
Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%
Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%
0
Вчера
Покупки
Покупки

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Антон Назаров1 минуту назад

0 / 0

Почти любой состоявшийся профессионал не готов поставить гендерную принадлежность выше профессиональных достижений. Пловчихи не соревнуются с пловцами. А вот лучшим бухгалтером может быть и мужчина, и женщина, и зачем тогда эта ненужная половая конкуренция?
Если не «авторка» и не «блогерка», то кто? Как в русском языке образуются феминитивы
Аватар автора комментария
Антон Назаров3 минуты назад

0 / 0

Я бы вообще не употреблял "член" в контексте "участник/участница". Мне кажется, это намеренное издевательство.
Если не «авторка» и не «блогерка», то кто? Как в русском языке образуются феминитивы
Аватар автора комментария
Антон Назаров4 минуты назад

0 / 0

Потому что криво. Билетёр — билетёрша. По аналогии должно быть актёрша, авторша, букмекерша. Всё, что из английского, где профессия была образована от глагола.
Если не «авторка» и не «блогерка», то кто? Как в русском языке образуются феминитивы
Аватар автора комментария
Антон Назаров10 минут назад

0 / 0

Моя бабушка была заслуженным учителем России, но никогда не была учительницей. Актёр не играет роли актрис, актрисы не играют роли актёров. Партнёрша это необходимый феминитив, потому что разные роли. Сценарист тоже обычно употребляется без феминитива. На тему артистки — это цирковая сфера, там тоже сильное половое деление. Артисты делают поддержки и страхуют артисток. В общем случае можно говорить о том, что феминитивы очень нужны там, где пол влияет на результат. А там, где не влияет (любая офисная непубличная профессия) — он не нужен. Ассинизаторш нет фактически, а феминитив есть. Билетёрши есть, но билетов больше нет. И, кстати "билетёрша" — это прекрасный пример образования необходимого феминитива от заимствованных (или криво скопированных) бесполных профессий из английского языка. Наличие феминитивов, кстати, иногда объясняется наличием родов в оригинальном языке, поэтому они активно появлялись в период французского влияния и не востребованы сейчас, в период влияния американского.
Если не «авторка» и не «блогерка», то кто? Как в русском языке образуются феминитивы
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях