Начинающий фрилансер всегда сталкивается с вопросом не только о том, как правильно организовать работу и распланировать рабочее время, избежав «ловушек продуктивности», но и о том, какую цену назначить за свои услуги. Сдерживающий фактор, в первую очередь, — это боязнь попросить слишком мало и оказаться в убытке или слишком много и остаться без заказчиков. Сколько стоит ваша работа? Как правильно подойти к финансовым вопросам и можно ли обеспечить себе достойный доход, будучи «вольным копейщиком», или же это просто способ дополнительного заработка? Вот 5 советов, которые помогут фрилансерам-новичкам определить, сколько стоят затраченное время и усилия.

1. Напишите личный бизнес-план

Поставьте цели: определите ожидаемые/желаемые показатели прибыли, объём затрат, среднюю стоимость заказов. Имея перед глазами чёткий план и финансовые цели, проще построить рабочий процесс.

2. Навсегда забудьте о ставке за слово или число знаков

Вам кажется, что при оплате по этому принципу вы заработаете за статью в 1500 слов пару тысяч «зелёных»? Приготовьтесь к тому, что любая редакция отклонит ваш первый вариант статьи, заставит его переписать раз пять, и в итоге вы потратите неделю рабочего времени, напишете не менее 10 тысяч знаков уникальных текстов и получите свои 150 долларов вместо тысячи (при условии, что речь идёт о серьёзном западном издании, а не о небольшом или даже большом отечественном блоге: здесь цены намного ниже).

3. Вместо оплаты количества знаков или эскизов перейдите на оплату затраченного времени

Установите размер почасовой оплаты и придерживайтесь его в работе с новыми заказчиками. В затраты времени входит не только работа над готовыми версиями, но и встречи, переговоры по Skype, правки и ревизии, доработка и переделка заказанного продукта. Всё это стоит тщательно фиксировать при помощи тайм-трекинга, а в конце месяца предъявлять счет, исходя из затраченного времени. Так вы чётко видите, на что уходит ваше время и во сколько в денежном эквиваленте оно обходится и вам, и заказчику.

4. По возможности сделайте небольшую работу бесплатно

Ради портфолио или получения более крупного платного заказа. Участие в благотворительном проекте, подготовка колонки для эксклюзивного объёмного материала, написание эссе для известного издания, создание дизайна для знаменитого бренда — всё это может по тем или иным причинам не оплачиваться, но при этом послужить лучшей рекомендацией для ваших будущих работодателей или заказчиков. Наработка имиджа, портфолио и достижение популярности среди широкой аудитории иногда важнее, чем пара десятков или сотен долларов за маленький проект.

5. Никогда не пишите и не делайте проекты для контент-ферм и фотостоков

Да, многие фрилансеры так делают, но подавляющее большинство получает копейки за свой труд (не говоря уже о том, что часто такие статьи, фотоснимки, эскизы, дизайны месяцами висят в общем каталоге из тысяч аналогичных предложений и никто их не покупает даже по той маленькой цене, которая назначена). Платформы и биржи завлекают фрилансеров-новичков обещаниями легкого пассивного заработка и перспективами растущих доходов, но на практике ничего этого не происходит. По возможности старайтесь избегать подобных сомнительных способов заработка, в основе которых — простая эксплуатация вашего потенциала с очень низкой оплатой и полным отсутствием профессионального роста. Не стоит участвовать в «пирамидах» для контентщиков, дизайнеров или копирайтеров — лучше создавайте что-то оригинальное и по-настоящему востребованное.