Артём Кумпель

Опытный руководитель, эксперт по работе с фрилансерами, CEO технологической компании TalentTech.

Количество фрилансеров растёт — их уже 162 McKinsey Study: Gig-Economy Workforce Is Bigger Than Official Data Shows in U.S., Europe миллиона в США и Европе, а в России, по оценкам экспертов, от 15 до 25 миллионов. И если вы ещё не работали с фрилансерами, то сейчас самое время начать.

Шаг 1. Выбрать задачу

Начинать работу с фрилансерами лучше с проектной задачи. В таком режиме вы сможете понять, подходите ли друг другу, получается ли наладить взаимопонимание.

Подберите такой проект, который не требует доступа к важной внутренней информации: начинайте не с разработчиков и бухгалтеров, а с дизайнеров, верстальщиков, PR-специалистов, копирайтеров. Хороший вариант для начального задания — сверстать презентацию или сделать лендинг для проекта.

Даже при горящих сроках не стоит отдавать подготовку маркетингового бюджета или договоров в руки фрилансера. Всё то, что имеет отношение к деньгами или конфиденциальной информации, лучше оставить внутри компании.

Совет: в качестве пилотного проекта лучше выбрать задачу с комфортным дедлайном — это обеспечит работнику свободу действий, а вы увидите, на что он способен.

Шаг 2. Выбрать исполнителя

Существует три основных способа поиска исполнителей для разовых задач: рекомендации и сарафанное радио, работные сайты, биржи фрилансеров.

Мой опыт подсказывает, что лучше всего выбирать исполнителя с биржи, так как эти площадки позволяют увидеть реальные отзывы клиентов. Их невозможно подделать, в отличие от портфолио работ, что встречается, к сожалению, повсеместно.

Совет: все портфолио лучше перепроверять. Фрилансер выслал афишу? Проведите поиск по фото в Google, может оказаться, что это просто скопированная работа.

Шаг 3. Сформулировать конкретное задание

«Размытые» задачи, такие как «Хочу красивый логотип, как у компании Х», не работают. Их можно трактовать по-разному, поэтому итоговый результат и ваши ожидания, скорее всего, не совпадут.

Формируйте конкретное техническое задание с деталями: «Логотип должен быть в корпоративных цветах и закруглённым, содержать полное название компании. Не используйте красный цвет, так как это символ наших конкурентов». Да, это займёт время на этапе постановки задачи, но зато сэкономит его на всех других этапах работы и снизит риск получить некачественный результат.

Совет: после того как фрилансер изучит техническое задание, всегда проговаривайте устно, что ожидаете от него и какой результат точно не хотите видеть.

Шаг 4. Придерживаться «белой» схемы сотрудничества

При найме фрилансера работодатель сам должен позаботиться о соблюдении собственных интересов. Встречаются мошенники, которые обманом склоняют компании к сотрудничеству, а затем исчезают вместе с предоплатой.

В разовых проектах рациональнее использовать механизм безопасной сделки, такая функция есть на разных биржах фрилансеров. Она защищает от мошенничества и халтуры со стороны исполнителя.

При переходе на постоянное сотрудничество заключайте договорные отношения. Договор устанавливает чёткие критерии выполнения задач, схему работы и оплаты, дисциплинирует обе стороны.

Совет: заключайте официальные взаимоотношения, даже если связанный документооборот выглядит сложным. Мысль «Это точно добросовестный фрилансер, он не пропадёт в последний день» лучше подкрепить чем-то вещественным.

Шаг 5. Построить систему обратной связи и мотивации

Глобальную задачу разбивайте на ежедневные челленджи и фиксируйте статус выполнения. В противном случае есть риск узнать в день дедлайна, что человек уже три дня в больнице.

Давать обратную связь фрилансеру нужно также постоянно. Мы работаем с людьми, а они нуждаются не только в денежной мотивации, но и в обычной человеческой похвале или адекватной критике.

Совет: в договоре пропишите систему штрафов. Каждый день задержки оцените, например, в 3% от суммы гонорара. Это не очень большая сумма в пределах одного дня, но задержка на три дня и более в итоге выльется в ощутимый штраф.