Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
КолонкаСвоё дело
6 ноября 2019

Как коллективный разум помогает решать задачи бизнеса

Независимые мнения множества людей могут оказаться полезнее, чем взгляд эксперта.
Фото автора Алексей Селиверстов
Алексей Селиверстов

Как коллективный разум помогает решать задачи бизнеса

Алексей Селиверстов

Сооснователь crowd wisdom-платформы с использованием технологии блокчейн Opinion.

Коллективный разум, или «мудрость толпы», — понятие, описывающее более высокую эффективность группового принятия решений по сравнению с индивидуальным. Один человек, каким бы экспертом он ни был, ограничен собственными знаниями и субъективным мировоззрением. В то же время большая группа людей, даже со средним уровнем знаний, может предложить множество альтернативных решений и выбрать наилучшее.

Что такое «мудрость толпы» и как заставить её работать

Сам термин (англ. crowd wisdom) обрёл популярность в 2004 году. Американский журналист и финансовый аналитик Джеймс Шуровьески опубликовал одноимённую книгу, в которой сформулировал четыре базовых принципа, необходимых для работы «мудрости толпы»:

  • Многообразие мнений. Каждый участник «толпы» (группы людей, решающих одну задачу) высказывает своё мнение, даже если оно может показаться абсурдным другим. На этом принципе построена, например, методика мозгового штурма. Чем больше людей предоставит свой вариант решения, тем более эффективно работает «мудрость толпы» в конкретной задаче.
  • Независимость участников. Члены коллектива не должны испытывать постороннего влияния. При воздействии внешних факторов «толпа» спонтанно разбивается на группы единомышленников вместо выражения каждым участником собственного мнения. Авторитетное суждение экспертов в предметной области подчиняет себе других членов коллектива и таким образом сужает количество вариантов решения. Поэтому наилучшая организация опроса — анонимное голосование, в котором участники не знают ответов остальных.
  • Децентрализация мнений. Наиболее эффективна «толпа», состоящая из людей разных возрастов и социальных групп, живущих в разных городах и странах, незнакомых друг с другом. Именно различия в мировоззрении, опыте и багаже знаний обеспечивают максимальное разнообразие и альтернативные точки зрения.
  • Агрегирование мнений. Когда все ответы от участников получены, наступает время их обработки. Важно не только собрать все варианты, но и объединить их и сформулировать оптимальное решение. Это наиболее ответственный этап, без которого вся остальная работа не имеет смысла.

Если все четыре условия выполняются, то «мудрая толпа», состоящая из тысяч незнакомых друг с другом людей, действительно может оказаться эффективнее признанных экспертов.

Какие задачи помогает решить «мудрость толпы»

Краудсорсинг при проектных работах

Краудсорсинг служит основой для притока свежих идей и выбора лучших вариантов. Например, предпринимателю нужно выбрать дизайн сайта обучающего курса или интернет-магазина. Цель — получить непредвзятое мнение целевой аудитории. Это можно сделать в два этапа.

Первый этап

Устройте конкурс лучших работ на создание дизайна одной страницы вашего сайта на площадке вроде Fl.ru или Dizkon. Сформулируйте свои пожелания к дизайну, добавьте удачные примеры для ориентира, поставьте дедлайн. Так вы получите несколько вариантов работ, а заодно оцените, умеет ли подрядчик укладываться в сроки. Отберите несколько вариантов, которые вам понравились.

Второй этап

Выберите лучший дизайн-макет. Чтобы получить объективное мнение, насколько хорошо его будут воспринимать посетители, создайте опрос. Пусть участники проголосуют за понравившийся вариант.

Вы можете воспользоваться:

  • соцсетями, устроив опрос среди друзей в Facebook* или «ВКонтакте»;
  • мессенджерами, например, запустив голосование в Telegram-канале;
  • сервисами для опросов, такими как Google Surveys или «Яндекс.Взгляд».

Предварительно проанализируйте, соответствует ли аудитория площадки целевой. Если ваши друзья в соцсетях этому требованию не отвечают, тогда придётся разместить варианты дизайна в сообществах с нужным вам контингентом на платной основе. В отличие от Facebook* и «ВКонтакте», платформы, предназначенные специально для организации анкетирования, помогают привлекать только целевую аудиторию, исходя из более узких настроек таргетинга. Минимальная стоимость запуска опроса на «Яндекс.Взгляде» — 1 500 рублей за 100 заполненных опросных листов. В Google Surveys цена варьируется от 0,1 до 10 долларов за одну полностью заполненную анкету.

Несколько рекомендаций

  • Укажите дату начала и окончания выполнения задачи и её этапов при настройке. Сроки зависят от длительности проекта. Например, если вы разрабатываете минимально жизнеспособный продукт (MVP) облачного сервиса, то период сбора обратной связи учитывает Х пользователей, которым нужно Y времени, чтобы поработать с вашим продуктом и дать фидбэк.
  • Следите за ходом работ, чтобы вносить коррективы в работу «мудрой толпы», если что-то идёт не так. Например, если значительная часть экспертов предлагает варианты, не соответствующие заданию, то, возможно, необходимо изменить условия. Например, вы спросили у сообщества разработчиков, будет ли функционировать платформа для интернет-голосования на блокчейне, но не уточнили, что планируете использовать смарт-контракты для сбора голосов. Люди не смогут дать исчерпывающую обратную связь без знания этих деталей. В таком случае нужно дополнить исходное задание сведениями о задачах и принципе работы смарт-контрактов.
  • После выполнения задачи при помощи «мудрости толпы» определите, насколько полученный результат соответствует ТЗ и вашим ожиданиям, а также оцените эффективность площадки для краудсорсинга, которую вы использовали. Выбор оптимального решения зависит от типа проекта: он может быть построен как на точных расчётах, если задача техническая, так и на основе наблюдений и личных ощущений — в социологических или политических исследованиях.

Сбор мнений целевой аудитории и экспертов

Опрос потребителей может быть полезен и для малого бизнеса. Например, вы хотите открыть в определённом районе города пиццерию или суши-бар. Перед тем как приступить к действиям, желательно собрать мнения местных жителей, чтобы проверить бизнес-гипотезу. «Мудрость толпы» позволяет узнать, нужно ли клиентам подобное заведение, каким оно должно быть и что их, возможно, не устраивает в уже существующих. Опрос поможет выбрать оптимальное место, определить уровень спроса и степень конкуренции в выбранном районе.

Для сбора мнений подойдут социальные сети и площадки для коммерческих опросов. Как уже упоминалось выше, в последних предприниматель может использовать более детальные настройки. Например, собрать мнения только тех, кто любит пиццу, не любит суши и не выезжает за пределы своего района. «Узкие» настройки опроса также помогают привлечь участников, которые будут делиться своей позицией более охотно и отвечать на вопросы подробнее из-за того, что вопросы соответствуют их интересам и образу жизни.

Вот алгоритм, который поможет собрать мнения целевой аудитории и экспертов:

  1. Выберите формат: опросы или прогнозы.
  2. Определите цель сбора мнений: проверка гипотезы, фидбэк о сложившейся ситуации в бизнесе, прогноз относительно будущих бизнес-событий или рыночных индикаторов, таких как рост или падение акций крупнейших компаний на бирже. Например, Starbucks в 2008 году запустила для клиентов опрос на тему улучшения бизнеса и получила более 150 000 предложений, 277 из которых были использованы.
  3. Подберите площадку для организации сбора мнений.
  4. Составьте перечень вопросов в зависимости от целей исследования. Определите, будут ли они открытыми, то есть подразумевающими любое количество и формат ответов, или требующими однозначного ответа (например, в виде цифрового значения или «да / нет»).
  5. Назначьте дату начала и окончания опроса или сбора прогнозов.
  6. Подведите итоги, проанализируйте полученные данные.
  7. Определите эффективность работы с выбранной площадкой для опросов и прогнозов.

Что ещё нужно учесть

«Мудрость толпы» остаётся новым инструментом для бизнеса, возможности которого ещё полностью не исследованы. Поэтому при использовании концепции Шуровьески на практике следует помнить и о подводных камнях.

  • Убедитесь, что задачу, которую вы собираетесь решить с помощью «мудрости толпы», нельзя выполнить быстрее и дешевле другими способами, например с помощью внутренних ресурсов.
  • При использовании краудсорсинга необходимо изучить аудиторию и состав участников выбранной площадки (например, с помощью расширенных настроек сервиса SimilarWeb). Кроме того, полезно будет ознакомиться с отзывами как на самой площадке, так и в других источниках, обратив особое внимание на решения задач, похожих на ваши. Такой подход поможет оценить компетентность экспертов и уменьшить количество бесполезных рекомендаций от дилетантов или — того хуже — ботов.
  • «Мудрость толпы» не панацея от всего. Не стоит думать, что с её помощью вы решите любые задачи. Если проблема связана со специфической областью бизнеса, возможно, ваша команда разберётся лучше, чем люди со стороны. Не следует возлагать на «толпу» решение задач, требующих узкоспециальных знаний и опыта работы, таких как создание авиадвигателей или атомных реакторов, проектирование зданий или создание внутренней IT-системы, учитывающей особенности предприятия.
Читайте также
🧐
8 историй, которые вдохновят вас на бизнес-подвиги
Как правильно посчитать прибыль бизнеса
10 бизнес-советов от самых богатых людей мира

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Обложка: FoxyImage / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Это интересно
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как выбирать продукты и не страдать: 4 лайфхака от эксперта по качеству еды
Как выбирать продукты и не страдать: 4 лайфхака от эксперта по качеству еды
0
26 сентября
Жизнь
Колонка
4 «безобидные» ошибки в воспитании, которые травмируют детей
4 «безобидные» ошибки в воспитании, которые травмируют детей
0
1 сентября
Жизнь
Колонка
8 вещей, которым предпринимателям стоит научиться у креативщиков
8 вещей, которым предпринимателям стоит научиться у креативщиков
0
27 августа
Колонка
Своё дело
10 способов сказать по-английски, что проблема вас не касается
10 способов сказать по-английски, что проблема вас не касается
0
25 августа
Колонка
Образование
15 способов сказать «Я занят» по-английски — твёрдо, но не грубо
15 способов сказать «Я занят» по-английски — твёрдо, но не грубо
0
14 августа
Колонка
Образование
Как мы эксплуатируем собак и кошек и почему это не ок
Как мы эксплуатируем собак и кошек и почему это не ок
0
12 августа
Жизнь
Колонка
10 английских фраз, чтобы извиниться за опоздание
10 английских фраз, чтобы извиниться за опоздание
0
7 августа
Колонка
Образование
Что такое цифровой след и как он влияет на поиск работы
Что такое цифровой след и как он влияет на поиск работы
0
5 августа
Колонка
Работа и учёба
10 стыдных вопросов об уборке: отвечает основатель клининг-сервиса Никита Юсупов
10 стыдных вопросов об уборке: отвечает основатель клининг-сервиса Никита Юсупов
0
4 августа
Жизнь
Колонка
Что такое энергетический менеджмент и как управлять силами вместо времени
Что такое энергетический менеджмент и как управлять силами вместо времени
0
4 августа
Колонка
Продуктивность

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Сенди12 минут назад

0 / 0

Это точно. Видео или фото-это конечно здорово, но когда в реальности увидел. Это вообще класс. А я столько пропустила звездопадов, просто потому что забывала про время, когда они были.
Самая яркая комета 2025 года скоро сблизится с Землёй — её уже можно увидеть по всей России
Аватар автора комментария
Елена Грицун12 минут назад

0 / 0

В моем детском саду давали рагу из говядины. До сих пор не понимаю, какой конкретно ингредиент давал такую мерзкую склизкую консистенцию и непередаваемый аромат столовки :( Там же были картошка, морковка, лук, говядина, та самая подлива. Но воняло просто ужасно.
15 блюд, к которым мы привыкли, но вообще-то они странные
Аватар автора комментария
Сенди14 минут назад

0 / 0

Да, у них реально хорошая продукция и большой ассортимент вкусов. Удобно даже людям, которые после операции давать и старикам.
3 факта о продуктах «ФрутоНяни», за которые их ценят родители малышей
Аватар автора комментария
Сенди16 минут назад

0 / 0

"Очиститель, в частности, предназначен для новых и недавно отремонтированных домов, где часто встречаются формальдегиды и летучие органические соединения из мебели и строительных материалов." А потом он на фиг не нужен.
Xiaomi выпустила очиститель воздуха с двумя вентиляторами, удаляющий до 99% формальдегидов
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях