Дарья Крошкина

Основатель проекта по образованию за рубежом StudyFree.

С каждым годом обучение за рубежом становится популярнее. Практика иностранного языка, жизнь в другой стране, уникальный опыт международного обмена, хороший климат — это привлекает всё большее количество студентов.

Есть ещё один устойчивый тренд — разочарование в российской системе образования и желание приобрести качественные и актуальные знания. Поэтому я решила детально разобрать, чем же отличаются образовательные процессы в России и странах Европы, Азии и США, и выяснить, правда ли за рубежом трава зеленее.

1. При поступлении качество важнее количества

Российская система образования основана на количественных факторах принятия решения: сумма баллов за экзамен, баллы за портфолио, которые ввели совсем недавно. Да и учитывается там довольно узкий спектр ваших заслуг и достижений. Ни о каких мотивационных письмах и рекомендациях и речи не идёт.

За рубежом же больше смотрят на качественные параметры: мотивацию, эссе, ваше резюме, волонтёрство, рекомендации. Средний балл и результаты экзаменов, конечно, тоже важны, но успешное поступление и тем более получение стипендии на 70% зависит от вашего мотивационного письма и общего профайла.

Мотивационное письмо — это специальное эссе, в котором абитуриент пишет, почему он хочет учиться в этом университете и на этой специальности, почему должны выбрать его и что он планирует делать с полученным образованием. С одной стороны, это субъективный фактор, а с другой — шанс для самых мотивированных абитуриентов с горящими глазами.

2. Гибкий учебный план

В России учебный план составляют университет и Минобрнауки, и практически все предметы являются обязательными. Вам даются, конечно, некоторые предметы на выбор, но их доля очень мала. Расписание фиксированное.

Зарубежные университеты в большинстве своём имеют систему академических часов (credits). Вам необходимо набрать в год определённое количество часов по предметам для вашей специальности. Конечно, обязательный минимум тоже есть, но он составляет не более 30% от общего учебного плана. Вы сами выбираете остальные предметы и составляете для себя расписание. Так гораздо удобнее совмещать учёбу с работой: например, учиться три полных дня, а остальные — работать.

3. Меньше теории, больше практики

В Российских университетах очень любят теорию, которая по факту никому не нужна. Во многих других странах, особенно в США, Европе и даже в консервативном Китае, акцент идёт на практику, кейсы, конкретные примеры и задачи. Конечно, качество материала сильно зависит от уровня и типа университета, но в целом фокус делается больше на практику и оттачивание конкретных навыков. Например, как нам рассказывал студент, изучение основ бухгалтерского учёта в России происходило по скучным книгам, а во Франции — на примерах компаний Nike и Amazon.

4. Студент важнее преподавателя

Думаю, многие, кто уже получил образование в России или учится сейчас, знают, что преподаватели вузов известны своими не всегда рациональными требованиями и условиями: «Лекции в текстовом виде не дам, пишите ручками в тетрадях, фотографировать нельзя, на 1 минуту опоздали — не пускаю». В целом это выглядит как дополнительное усложнение обучения.

В зарубежных вузах (не во всех, но в большинстве) студент стоит во главе угла. Преподаватели обязаны предоставлять все учебные материалы, выкладывать все лекции в общий доступ. У каждого из них есть открытые часы, в которые преподаватель обязан помогать студентам и отвечать на их вопросы (а не предлагать своё платное репетиторство).

В целом отношение намного более демократичное. А те, кто выделяется своими «капризами» и усложняет учебный процесс, могут не получить потом студентов, так как всех преподавателей учащиеся в итоге оценивают. И эта обратная связь на самом деле учитывается! Например, нам в Мадриде поменяли лектора, так как многие жаловались на его сильный акцент, который усложнял понимание материала.

5. Командные проекты вместо индивидуальных

Большинство заданий и проектов в российских вузах выполняются индивидуально. Презентации, курсовые, рефераты — вы всё делаете самостоятельно.

Зарубежные же коллеги приветствуют командный формат работы: на команду даётся общий большой проект по предмету, и вы вместе его выполняете. Зачастую студенты распределяются по командам случайным образом, чтобы стимулировать взаимодействие между всеми учащимися.

6. Никаких семинаров

Лекция для всего потока, а потом семинар для группы — вот к чему мы привыкли. За рубежом, как правило, нет такого формата, как семинар. Только лекции, которые, как уже говорилось выше, направлены и на освоение фундаментальной части, и на разбор конкретных кейсов и примеров из практики. Зачастую лекции длятся по три часа. Более того, такая система подразумевает значительную долю самостоятельного обучения: 40% информации дают на лекциях, 60% вы учите сами по рекомендованным материалам.

7. Никто не списывает

Российские университеты во время сессий могут соперничать с выставкой инноваций: самые хитрые «шпоры», умные часы, микронаушники… Университет со своей стороны создаёт несколько вариантов заданий и даже может использовать глушилки сотовой связи. А экзаменационные билеты, помимо практических задач, обязательно включают парочку вопросов на знание теории из учебника.

За рубежом студенты не списывают, даже не пытаются. В том же Китае, если студента замечают списывающим, это означает отчисление.

Поначалу это очень непривычно: один вариант на всех, и все честно стараются. Сами вопросы более ориентированные на практику, и зазубрить ответ без понимания просто не получится.

8. Никаких пересдач

В России после заваленного экзамена студенту даются ещё две попытки пересдать. Так и не сдал — отчисляют.

За рубежом вы просто продлеваете своё обучение ещё на один период. Пересдач нет, и курс придётся проходить ещё раз. Таким образом, обучение может растянуться ещё на парочку лет, пока вы не доберёте необходимое количество академических часов. Кстати, иногда это неплохой вариант для продления студенческой визы на пребывание в стране.


Конечно, не стоит думать, что любой университет Европы или Америки даст вам лучшие знания, нежели топовые российские университеты, такие как МФТИ, ВШЭ и РЭШ. Принимая решение, стоит объективно оценивать варианты и выбирать ту систему образования, которая вам ближе.

При прочих равных условиях зарубежное образование намного больше подходит для самостоятельных и активных студентов, у которых нет проблем с мотивацией и дисциплиной. Для меня основным преимуществом являлась разница в отношении к студенту и его правам. Всё-таки образование — это ваша основная инвестиция в будущее, именно вы должны быть главным в этой системе, а не преподаватель. Ваше мнение, желание и стремления должны учитываться, а не игнорироваться.