Командный мозговой штурм считается эффективным методом и часто используется «по умолчанию», но на деле он не всегда оправдан, и с равным успехом может привести как к интересным идеям, так и к полному провалу. Есть несколько психологических причин и особенностей, которые мешают в полной мере раскрыться на мозговом штурме, и если учесть их, можно добиться лучших результатов.

Сам метод мозгового штурма был предложен американским журналистом Алексом Осборном еще в 1942 году в книге «How to think up». В 1953 году вышла еще одна книга Осборна, в которой автор указывает два основных правила эффективности:

  1. Откладывать решения (не расстраиваться, когда предлагают плохие идеи).
  2. Накапливать больше идей (придумать столько идей, сколько возможно).

Эти правила звучат просто, но в реальности они часто нарушаются, что сводит на нет эффект от командной работы. И даже если участники штурма стараются соблюдать их, все равно есть несколько причин, которые снижают эффективность.

Причины дефицита идей

При проведении мозгового штурма стоит учитывать некоторые психологические особенности, как отдельных участников, так и людей в целом.

1. Страх перед начальством

Исследования показывают, что люди чувствуют себя зажато на корпоративных собраниях, где есть руководство, а на мозговом штурме часто присутствует главный менеджер или директор.

Каждый сотрудник боится высказать вслух плохую идею и выставить себя никчемным в глазах начальства.

Поэтому все предпочитают вообще не высказывать свои идеи — вдруг они покажутся плохими?

2. Все внимание — экстравертам

Во время мозгового штурма экстраверты свободно делятся своими идеями, а интроверты обрабатывают информацию внутри себя.

Исследования мозговой активности показали, что путь, который проходит информация в мозгу интроверта длиннее и запутаннее, чем тот же путь у экстраверта. Интровертам нужно больше времени на обдумывание и анализ, и прежде чем ценная идея сформируется и будет высказана вслух, экстраверты уже уйдут примут какое-нибудь решение.

3. Люди боятся новых идей

Современное общество не устает преклоняться перед творческим подходом и инновациями, но это не меняет того факта, что мозг очень жестко ограничен страхом перед любыми новшествами.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Северной Каролины отметили, что все любят практичные идеи, не выходящие за рамки привычного. Это свойство мозга защищает нас от неопределенности в жизни, и человеку очень трудно с ним бороться.

Неправильное решение болезненно для нашего мозга, так что все подсознательно стремятся к более безопасным вариантам и отвергают рискованные, даже если они очень инновационные и творческие.

Инкубационный период творчества

Очень часто в мозговом штурме ценят только результат, и не обращают внимание на процесс. Считается, что в конце штурма обязательно должен быть результат — блестящая идея или несколько, а если такая не появилась, мероприятие признают неудачным.

И это не смотря на исследования, которые доказали, что группа людей с заданным временем для креатива — далеко не лучшая атмосфера для творчества, и этому есть объяснение.

В 1926 году известный английский теоретик Грэм Уоллес разделил творческий процесс на пять ступеней:

  1. Подготовка. Вы формулируете задачу, исследуете её и концентрируете внимание на поиске решения.
  2. Инкубация. Проблема входит в подсознание и начинает решаться там, тогда как на поверхность сознания ничего не выходит.
  3. Намек. Вы чувствуете, что находитесь на пути к решению проблемы, что вас вот-вот посетит муза.
  4. Озарение. Идея выходит на поверхность сознания и вы понимаете её.
  5. Проверка. Идея проверяется, расширяется и дополняется, после чего вы её выполняете.

Люди последовательно проходят через все этапы, но есть одна проблема — инкубационный период не имеет четких временных рамок и уж точно не вписывается в ограниченный отрезок, выделенный для мозгового штурма.

Идея может «созревать» в подсознании день, неделю или месяц, прежде чем вы почувствуете, что она уже на пути (ступень намека).

Многие творческие люди признают, что лучшее решение проблемы приходит не сразу, а после долгих блужданий по разным вариантам.

Затяжной инкубационный период даже может довести до стресса, потому что вы не подозреваете, когда придет вдохновение, а сроки поджимают.

Жесткие рамки убивают творчество — хорошие идеи просто не успевают рождаться.

Командный или нет?

По сути, мозговой штурм — это когда вы какое-то время непрерывно думаете над решением проблемы, и не важно, в команде ли это происходит или наедине с собой.

Найдите время на размышления о проблеме, и вы сможете работать свободно, без страха, что вас не поймут или осудят сотрудники. Это раскрепощает и стимулирует творческие способности, а неограниченное время поможет спокойно пройти инкубационный период.

Еще одна идея — приходить на командный мозговой штурм, предварительно придумав пару-тройку идей. Исследования Университета Торонто показали, что командный мозговой штурм проходит живее и активнее, если участники приходят подготовленные.

Советы для продуктивности

Есть несколько советов, которые помогают сделать командный мозговой штурм более эффективным и богатым на идеи:

  • Разрешить отвлекаться. Иногда разговор может уходить в сторону от предмета и не стоит строго пресекать эти отвлечения. Конечно, нельзя забывать о главной проблеме, но доза юмора и остроумия может вдохновить людей на новые идеи.
  • Не ограничивать по времени. Вдохновение не подчиняется времени, поэтому не стоит строго ограничивать мозговой штурм по времени. Глупо расходиться через два часа, если у вас море идей, идет живое обсуждение и придумываются все новые варианты. Так же неразумно дотягивать штурм до положенного часа или двух, если ни у кого нет идей.
  • Не хвататься за первые идеи. Очень не хочется заканчивать встречу, не определившись с решением проблемы, но иногда это просто необходимо. Часто идеи, пришедшие в первый мозговой штурм, далеко не самые лучшие, и немедленно претворяя их в жизнь, вы упускаете возможность использовать что-то лучшее.
  • Разрешите пиво. Конечно, этот вариант не для всех, но если ваши сотрудники и вы сами не против легкого напитка, можно распить немного во время мозгового штурма. Исследования показывают, что пиво расслабляет и повышает креативность.

Таким образом, если хорошо подготовиться и дать своей команде достаточно свободы, мозговой штурм может быть эффективным, но он не должен рассматриваться, как единственно возможный вариант.

Даже наоборот — команда станет отличным дополнением к индивидуальной работе над проблемой, поможет разнообразить свои мысли, послушать чужие идеи и оформить то, что крутилось в голове.