Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ОтношенияРабота и учёба
8 сентября 2016

Что делать, если ребёнка травят в школе

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Мы постарались разобраться, откуда она берётся, кто входит в группу риска, что можно с этим сделать и стоит ли менять школу, если на ребёнка нападают.
Фото автора Анастасия Пивоварова
Анастасия Пивоварова

Автор Лайфхакера

Что делать, если ребёнка травят в школе

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год). Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии.

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы.

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников.

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14).

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Читайте также
🧐
Как устроить ребёнку незабываемые каникулы, чтобы он не думал о гаджетах и соцсетях
Как мотивировать ребёнка на учёбу
Как выучить таблицу умножения легко и быстро
Обложка: Lopolo/depositphotos.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов

Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов

Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%

Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%

10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой

10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой

Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%

Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

5 nadyozhnyh obogrevatelej do 5 000 rublej dlya doma, dachi i ofisa

5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Это интересно
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Комментарии
Bella Way
08.09.16 21:30
Меня травили до самого 10 класса, а потом я со скандалом ушла в другую школу. От родителей никакой поддержки не было. В любом случае виноватой оказывалась я. Единственное правильное решение, которое они приняли - перевести меня в другую школу. Учителя и директор умоляли меня остаться, так как я была единственной претенденткой на золотую медаль. Но я настояла на своем и нормально окончила школу. Теперь вспоминаю школьные годы как затяжной кошмарный сон.
Слава Бельски
09.09.16 07:05
Ага, ко мне еще очень долго школа возвращалась в виде ночных кошмаров)
Оксана
19.11.23 21:54
Вы молодец! Но зря ушли со школы, вы им уступили получается. И знаете, родители на самом деле ничем не могут помочь. Я борюсь за дочку, а мне заявляют, что мне надо уйти в другую школу. А я им отвечаю :" Мой ребёнок по закону должен получить образование.И получать она его будет там, где мне удобно . А ваш коллектив коллег тупых (так называемых учителей) может свалить всем составом в другую школу. За окладами." Дочка во втором классе, а я на нервах каждый день: первая учительница пишет: "не преобритайте, в низ, по середине, " на каждом шагу ошибается и вообще не понятно КАК она учительницей может быть. Сейчас добавился английский язык. Здесь тоже "тот ещё экземпляр"- исправляет правильные слова красной пастой на неправильные и ставит четвёрки. Я ей прямо в лицо сказала "Вы рядом с английским не стояли". Поверьте, оооооочень хотелось не на вы и матом хотелось. И что, я должна уходить из школы или эти БЕСТОЛОЧИ должны идти улицы подметать и их к детям близко нельзя подпускать?
Juris Dobrišins
08.09.16 22:10
я ходил
Juris Dobrišins
08.09.16 22:19
я ходил и в садик и в школу и к сыну и к дочери...я орал на обидчиков ...дергал их за плечо... и поверте...помогло...и еще как помогло...
Juris Dobrišins
08.09.16 22:29
ходите в школу...к школе ...агресивно себя ведите...это же ваши дети...само собой это дело не устаканится...удачи...
Свободная Муха
09.09.16 06:59
Упс, какая интересная статья. Действительно очень важная проблема. Мы травили Пушкина (чувака внешне очень похожего на Пушкина). Его фамилия Пучков (не тот, который Гоблин-Опер). Теперь понимаю, что это мы были дебилами, а не он. Хочется постфактум извиниться перед этим человеком, хоть уже давно не знаю его судьбу.
Anastasia Kovalenko
17.03.19 20:18
И как ощущения? Гордитесь своими поступками? Деток тоже так воспитываете?
Антон Петров
05.09.19 07:13
Ты читать не умеешь ? Там всё написано. Не так страшны агрессоры как их униженные жертвы, которые потом отрываются на других за свои беды в школе!
Sergey Samochernov
09.09.16 09:17
В книге "Эффект Люцифера" Ф. Зимбардо прекрасно описаны механизмы буллинга, причем эти механизмы потом переносятся и во взрослую жизнь. Тюрьмы, холокост, военные конфликты, агрессивная реклама крупных компаний. Там несколько ключевых причин и все они системные. То есть по отдельности мы все хорошие, но попадая в определенную систему и систуацию, начинаем делать плохие вещи.
Sergio Samsonov
09.09.16 09:23
Не забывайте об одном факте, что ведутся ведомые люди. А более сообразительные понимают всю суть СМИ и влияние "верхних слоев". Поэтому если видите футбольных фанатов бегущих бить друг другу морды, делайте выводы - люди заложники ситуации и в этом лишь их вина, а винить систему бесполезно.
Sergey Samochernov
09.09.16 09:24
Да, каждый мнит себя "сообразительным", а потом, в определенной ситуации становится ведомым. :)
Sergio Samsonov
09.09.16 09:30
Значит такой человек и не был сообразительным. Мы конечно все люди и эмоции - наша слабость. Поддаваясь им мы можем сказать то, что не нужно говорить тем или иным людям. Если сказать дебилу, что он умный, он пойдет и будет тыкать всех вокруг этим фактом, пока его не поставят на место. После чего данный персонаж, в силу мышления, не способен осознать всю сложность этого факта и начинает злиться, гавкать как собака, у которой не хватает мозгов, чтобы анализировать происходящее. А дальше соц. общество, буллинг, шмаринг и другие своеобразные течения "умственных меньшинств". Знаешь, что человек дебил - не говори ему об этом, вот она черта сообразительного человека и без всякого нарциссизма, все мы равны по правам, вот только не знание не освобождает от ответственности)
Sergey Samochernov
09.09.16 09:32
Я тоже рассуждал так как вы. Наберите в поисковике: "эксперимент Аша" и "эксперимент Милгрема".
Sergio Samsonov
09.09.16 10:37
Это очень умно вставлять выписки из других писаний, но я бы хотел услышать ваше личное мнение, а не мнение ученых-специалистов.
Sergey Samochernov
09.09.16 12:16
Это не писание и не мнение. Это факты. Результаты исследований. А мое личное мнение: никто не знает как он будет вести себя в той или иной ситуации, пока не попадет в нее.
Olga -
07.10.19 10:48
Что за чушь, надо предельно ясно понимать как вы будете себя вести, это должна быть первоочередная задача- знать себя. Как вы вообще живете в таком хаосе,я не понимаю..вообще что ли принципов нет никаких, куда кривая вывезет0_0..
Olga -
07.10.19 10:45
Хорошие люди не делают плохих вещей. Не заговаривайте себе зубы. В нашем классе травили девочку и я была единственная из класса, кто выступила против потому что - по одной единственной причине - у меня есть совесть. Так что не оправдывайте отсустсвие совести у себя. Это не поможет. Потом ко мне подятнулась еще одна девочка в защиту той, которую травили и байкотировали. В итоге, мы вдовем довольно быстро свели травлю на нет..я не знаю, это просто какой-то иррациональный механизм, просто столкновение двух разных волей что ли, и все рассыпается, как карточный домик. Потом с этой девочкой мы общались после школы, сейчас она колесит по миру и мы уже давно не созванивались.)
Sergio Samsonov
09.09.16 09:17
А вся проблема в том, что большая часть родителей это имбецилы и идиоты. Отсюда следует, что и ребенок начнет усваивать этот своеобразный коктейль. Возможно в будущем он и сможет стать достойно частью общества, а не серой тупой массой, но это уже совсем другая история. Знаете какое отвращение наблюдать этих кавказских обезьянок, а ведь ребенку не объяснить, почему с этим можно дружить, а с тем нельзя. Отдавать ребенку в платную школу или лицей это более менее оптимальный вариант, не будет времени спиться и скуриться, это все равно уже не такая актуальная проблема среди молодежи. Совет и итог: Любите своих детей, слушайте их, и не запрещайте им то, что сами день изо дня делаете, тогда ребенок будет уважать вас и верить вам. Воспитывайте все таки человека, а не животное, которое может только махать руками и не думать головой.
Sergey Samochernov
09.09.16 09:21
Власть авторитета не только заставляет подчиняться. Она способна определять реальность и изменять обычное мышле¬ ние и поведение. Вот пример: эксперимент, который провела Джейн Элиот, скромная учительница третьего класса сред¬ ней школы из небольшого городка Райсвилля в штате Айова. Учительница задумалась о том, как научить белых детей из не¬ большого фермерского городка, где почти не было представи¬ телей национальных меньшинств, тому, что такое «братство» и «толерантность». Она решила наличном опыте показать им, что значит быть «хуже» и «лучше» других, жертвой предрас¬ судков или их носителем. Учительница сказала детям, что одни ученики в классе лучше других, а другие хуже — просто из-за цвета их глаз. Она сказала, что люди с голубыми глазами «лучше» людей с карими глазами и подтвердила это заявление множеством «доказательств», иллюстрирующих этот факт, — например, что у Джорджа Вашингтона были голубые глаза, а у отца од¬ ного ученика (который, по словам этого мальчика, его уда¬ рил) — карие глаза. С этого момента, сказала миссис Элиот, в нашем классе дети с голубыми глазами относятся к «высшей» группе, а дети с карими глазами — к «низшей». Дети с голубыми глазами, у которых якобы более высокий интеллект, получили особые привилегии, а дети с карими глазами, вошедшие в «низшую» группу, должны были подчиняться правилам, подтверждавшим их второсортность, — например, носить воротничок определенного цвета. Голубоглазые дети, которые до этого были дружелюбными и открытыми, отказались играть с плохими «кареглазками» и даже сказали учительнице, что нужно предупредить ди¬ ректора школы, ведь «кареглазки» могут что-нибудь украсть. Скоро во время перемен начались драки, и один мальчик при¬ знался, что ударил другого «в живот», потому что «он назвал меня “кареглазкой”, как будто я черный, как будто я ниггер». Уже на следующий день кареглазые дети начали хуже учиться и стали подавленными, угрюмыми и агрессивными. Они говорили, что чувствуют себя «печальными», «плохими», «глупыми» и «ненужными». На следующий день ситуация изменилось с точностью до наоборот. Миссис Элиот сказала детям, что ошиблась, — на самом деле это дети с карими глазами лучше, а дети с голубыми глазами — хуже, и привела новые доказательства, подтверждающие эту «цветную» теорию добра и зла. Теперь голубые глаза принадлежали не «счастливым», «хорошим», «добрым» и «милым» детям, а детям плохим, как вчера это было с кареглазыми. Старая дружба была на время забыта, и ее место заняла враждебность—до тех пор, пока этот эмпирический проект не был закончен. С детьми провели встречу, на которой объяснили его смысл, и все они вернулись в свой наполненный радостью класс. Учительница была поражена мгновенной и тотальной трансформацией поведения учеников, которых она, каза¬ лось бы, так хорошо знала. Миссис Элиот приходит к выводу: «Прекрасные, отзывчивые, чуткие дети стали грубыми, злобными и стали проявлять дискриминацию к другим... это было ужасно!» (Ф. Зимбардо "Эффект Люцифера")
Sergio Samsonov
09.09.16 09:32
Ребенку надо объяснять, что он находится в обществе и от него нельзя скрыться, но и всегда потакать ему тоже нельзя. Надо иметь свое мнение, и не обязательно кричать об этом на весь двор)
Кристина Бардас
25.06.17 15:47
Я бы сказала :во-первых -проводить такие психологические опыты над детьми -это ужасно с моей точки зрения и к тому же должно быть наказуемо;А во-вторых -я была и значима и изгоем, но ни тогда ни в другой момент не превозносилась. Не под всех этот эксперимент подходит. И итог все же ужасен, люди - Твари в большинстве своем, есть твари вершащие зло, А есть твари молчащие и подходящие мимо, ненавижу больше вторых и сама никогда такой не стану и не помню моментов когда была такой. Слабых надо защищать
Антон Петров
05.09.19 07:18
Учительницу звали Люцифер, надо запомнить.
ден кор
09.09.16 09:34
Среди людей что больших что маленьких есть потенциальные жертвы.У них прямо на лбу светится надпись-ПНИ МЕНЯ. Всегда такие были и будут.Возможно это необходимо природе.Остальных надо воспитывать не слюнтяями.Пытались в детстве травить старшие,бил младших подпевал.Самооценка не пострадала,все быстро прошло,В школе гонял одного - бесила его беспомощность.
Sergey Samochernov
09.09.16 09:38
Если тому, у кого на лбу, как вы говорите, написано "пни меня", дать в руки резиновую дубинку, одеть униформу и зеркальные очки и подкрепить поддержкой властей, а вас такого крутого одеть в робу или лучше раздеть до гола, то вы будете как дрессированый пудель скакать по приказу этой "жертвы".
Sergio Samsonov
09.09.16 09:42
Из-за морально неполноценных уродов, считающих себя светилами и вершителями правосудия в итоге вырастают преступники, наркоманы и гнилье, которое никому не нужно, а "беспомощные" ребята - становятся директорами и предпринимателями. Вот она справедливость. Не нужно обольщаться, свои плоды придется пожинать рано или поздно.
disputan-t
09.09.16 18:19
Увы, далеко не всегда. Запинанность в детстве не проходит бесследно; таким людям очень трудно чего-то добиться потом...
Sergio Samsonov
12.09.16 14:43
А на что родители тогда? Необходимо работать с ребенком и поддерживать его, иначе его ждет такой сценарий, который вы описали.
Anastasia Kovalenko
17.03.19 20:21
Меня не поддерживали и заставляли саму решать ситуацию. Мне 35 и я кажется все. Хотелось бы, чтобы тем кто меня травил было стыдно, но не будет, и мне это не поможет. Берегите своих детей
Антон Петров
05.09.19 07:20
Видимо вы сами не лучше своих обидчиков, виду как злобно вы на всех набрасываетесь, хотя они говорят, что им стыдно. Вас морально изуродовали !
Анастасия Пивоварова
09.09.16 11:30
Даже если вы эту надпись видите, это не повод пинать человека. Это уже ваш выбор, а поиск надписей — оправдание.
Кристина Бардас
25.06.17 15:53
Если котенок , к примеру, беспомощен, то его надо"гонять"???? Вот от сюда садисты и живодеры берутся. А таких на корню надо извлекать из общества, такие общество портят
Joke Force
28.09.22 19:18
Вы сами являетесь слабым человеком, пусть и настойчиво пытаетесь стереть эту надпись со лба. Сильный человек никогда не будет утверждаться на слабых по его мнению, боясь и слова сказать более сильным. Но вы можете и дальше оправдываться.
09.09.16 10:10
Комментарий удален
09.09.16 10:36
Комментарий удален
Olexa Didok
09.09.16 12:51
куда лучше чем на россии
Sergio Samsonov
09.09.16 14:55
Сказало русскоговорящее государство, в котором скоро введут толерантность и геев, хотя все население необразованная быдлота и воры. ЭВОЛЮЦИЯ прям от гопника до пи**ра.
Olexa Didok
09.09.16 23:46
Интересное замечание об необразованности от человека, которого в школе не научили писать "В Англии", "В США", "В Украине" и был потроллен (но так и не понял, потому что образован и не вор :) Да и что за шизофрения, теперь вы написали "государство, в котором", а не "государство, на котором" ... диссонанс ➿
Alex Sib
10.09.16 13:45
Никакого диссонанса. В русском языке принято писать "государство, в котором" и при этом "на Украине" является литературной нормой. Что у вас так бомбит-то?
Olexa Didok
10.09.16 19:33
у нас, на Англии, не принято так писать матчасть http://blog.liga.net/user/leusenko/article/7694.aspx
Alex Sib
11.09.16 07:00
Причём здесь мнение непонятных украинских журналистов и реальные нормы языка? Вы что-то совсем от реальности оторвались. "На Украине" было и будет нормой, "На России" — истеричный обидчивый взбрык закомплексованных украинцев, который никогда не станет нормой среди вменяемых людей.
Алексей Пономарь
11.09.16 07:22
Ирония в том, что вы неправильно пишете «при чём».
Михаил Иванов
16.11.18 15:49
Alex Sib, не придирайтесь, они пишут не по русски. Русский для них иностранный.
Дмитрий Горчаков
09.09.16 10:52
Готовый клиент для психиатра. Санитары, заберите его!
Sergio Samsonov
09.09.16 11:25
Иногда задумываешься, а вот лучше б били некоторых индивидов, чтобы такую дрянь не распространяли в массы, но теперь есть интернет, и любой может сказать что угодно, зная о свое безнаказанности. Попробовал бы он старшакам во дворе такое сказануть, забили бы. И правильно сделали, безнаказанность порождает более страшные грешки.
Anastasia Kovalenko
17.03.19 20:23
Если он клиент для психиатра, то только потому, что такие как вы его до такого довели. Повод задуматься, кто на самом деле клиент психиатра
Ruslan Rus
09.09.16 12:09
Прямо народный мститель ?
Anastasia Kovalenko
17.03.19 20:22
А за меня бы вступился?
Ruslan Rus
09.09.16 12:08
Ещё такой вариант особо упорные "жертвы" применяют - отлавливать обидчиков по одному и бить. Говорят, работает.
Анастасия Пивоварова
09.09.16 12:51
Нет, не работает. Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, если жертва становится агрессором, травля-то не прекращается. Просто участники меняются ролями. Ничего хорошего.
Alex Epov
09.09.16 13:39
Не нужно глупостей говорить. Еще как работает. Проверено многократно. Когда в ходе каждой агрессии получаешь по морде лица - травля мигом перестает быть увлекательной. Даже вылавливать по одному не нужно, достаточно выдернуть самого борзого и успеть пару раз ему хорошо вломить, пока остальная толпа не подбежала. А потом тебя будут дружно бить толпой, больно. Так вот, те, кто давал жесткий отпор пару раз сильно огребались и на этом их проблемы заканчивались. Те, кто отпор не давал, огребали в итоге намного больше и на протяжении многих лет.
Анастасия Пивоварова
09.09.16 14:00
Вы не видели случаев, когда такие разборки кончались тяжелейшими травмами. Повезло, но это не универсальный рецепт. И явно не видели случаев, когда отпор жертвы только разогревает агрессоров.
Sergio Samsonov
09.09.16 14:59
Это Россия, здесь кто первый в морду дал, того и уважают. Не путайте ударенных на голову необразованных американцев. Русский школьник не хочет получать травмы, и до ломания рук в драке никогда не дойдет. Такая вот психология у мужиков...надо помериться писюнами. Это и взрослым индивидам присуще, правда это крест эволюции, но это есть.
Анастасия Пивоварова
09.09.16 15:12
Мой опыт и исследования, указанные в статье, говорят об обратном. Сотрясения и переломы после разборок в школе — обычная практика.
Sergio Samsonov
09.09.16 15:22
Жизнь вообще сурова, что теперь в страхе жить все время и ждать пока кто-то за кого то заступится? В 14 лет голова уже достаточно разумно мыслит. Сначала отдаете детей в школы низшего показателя успеваемости, а потом все уладить легко и просто хотите. Хотите чтобы ребенок жил в комфорте - создайте этот комфорт, а если не можете - не надо тут разглагольствовать.
Alex Epov
09.09.16 16:17
В исследованиях указанных в статье указано что в 4 и 6 классах физическое насилие вообще отсутствует. :-) И кому мне верить? Вашим исследованиям, или своим глазам имея двух сыновей учащихся в разных школах?
Alex Epov
09.09.16 15:18
Я думаю сильно побольше вашего видел, с 4 класса участвуя в драках класс на класс, район на район и т.д. Когда человек активно сопротивляется бить его трудоемко и неприятно, с разбитой физиономией ходить то-же не очень приятно, и то, что обидчика в итоге запинали душу в данном случае согревает мало. Речь идет о школе, какие нафиг тяжелейшие травмы? Это грезящие крутизной школьники тут сказки рассказывают. В реальности, даже не шибко большой вред здоровью - это огромное ЧП для школы, которое очень нехорошо заканчивается для участников процесса. Например большая гематома от удара кастетом заканчивалась для участников постановкой на учет в ИДН после чего все ходили очень тихими. За шалости по больше, типа перелома ключицы, враз огребались судимостью с отсрочкой приговора и покидали школу.
Sergio Samsonov
09.09.16 15:25
Тут все как в российской армии. Если никто не следит и не контролирует как надо, случает форменный беспредел. Надо следить за структурой, которая создана для людей, создавая в ней человеческие условия, а не делая из форменных дебилов постностью отбитый сброд.
Alex Epov
09.09.16 16:08
В этом-то и проблема, что преподавательский состав школы зачастую не хочет и не может это контролировать. Если в хороших школах, где учатся за деньги есть необходимость эти аспекты контролировать - там и таких проблем нет. Там дети наедине друг с другом даже во внеурочное время не остаются. рядом обязательно кто-то из преподавателей присматривает и все конфликты в начальной стадии замечаются и пресекаются.
disputan-t
09.09.16 18:22
Не работает. И очень опасно.
Alex Epov
10.09.16 07:28
Что-ж там такого страшно-опасного, поведайте мне? Убить не убьют, переломы и сотрясение сделать – сил не хватит. А синяки они быстро проходят. Когда человека в течении десяти лет бьют и растаптывают, уничтожая морально и психически – это намного более опасно. В отличии от синяков психические травмы это на всю жизнь и излечиваются крайне сложно. У меня обо всех моих школах очень хорошие воспоминания, и с одноклассниками бывшими, до сих пор периодически собираемся, хотя уже почти 20 лет прошло. Кошмары о прошлом ночами не мучают. С заклятыми врагами, с которыми долго и увлеченно дрались, потом очень хорошими друзьями были, многие и сейчас сильно выручают в сложных вопросах. А вы сорок лет школу с содроганьем вспоминаете и кошмары вас мучают. И что, по вашему, страшней и опасней?
Иван Николаевич Пронин
09.09.16 13:56
Что бы кто не говорил в буллинге всегда виноваты учителя -60% , родители 30% и сам учащийся 10%.Я тоже в школе столкнулся с этой проблемой. Сначала пожаловался учителям, потом матери -эффект был равен абсолютному нулю. А потом познакомился с ребятами которые " окончили институт человеческих соотношений " и они научили меня что делать. Была у нас в школе компания трудных подростков.И как то раз они меня избили. Ясно что защиты мне искать было не где. Поэтому я на следующей перемене иду в мастерскую и беру у учителя труда молоток ( типа нужно в классе гвоздь забить ) иду по коридору.Встречаю одного из своих обидчиков и ВНЕЗАПНО бью его по колену, да так что там что то лопается , и он падает на пол визжа как свинья. Прихожу в класс прохожу мимо другого обидчика и ВНЕЗАПНО бью его по ключице так что она ломается .Он хватается за нее рукой и дико кричит от боли.Я оборачиваюсь к нему и говорю- На следующий раз когда вы захотите меня избить -вам придется меня убить,иначе я по одиночке убью всех вас ! Меня отводят к директору которая начинает кричать на меня.Мол что я наделал.Я показываю ей синяк под глазом-А это что ! ?.Она верещит- сам виноват ! Мы тебя из школы исключим ! Говорю-да ничего вы мне не сделаете ! Я малолетка, кроме того в нас всеобуч ! Разворачиваюсь и ухожу. Меня больше никто не трогал, а учителя стали считать с того дня меня ОТПЕТЫМ !
Sergio Samsonov
09.09.16 15:02
А теперь минутка реальности: Отчислен с позором, и с направлением в психдиспансер на 2 недели с самыми морально опущенными личностями на свете. После такого карма даже молитвами к Будде не очистится. Еще один черный пиксель в соц. обществе или школьник с бурной манием троллинга. Клевый совет)))
Alex Epov
09.09.16 15:47
Настало время офигительных историй. Детям немножко невдомек что с одиннадцати лет за подобные шалости применяются меры воспитательного характера без привлечения к уголовной ответственности. В наших реалиях это психиатрическая экспертиза с дальнейшим помещением в медицинское учреждение закрытого типа если признают психическое заболевание или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа если признают вменяемым, что маловероятно. Это и называется всеобуч :-) В дальнейшем это до 18 лет учет по линии ИДН, если сильно не повезет так-же учет у психиатора.
Sergio Samsonov
12.09.16 14:53
Клеймо психиатра в ПНД это клеймо на всю жизнь, особенно если все это вылилось в шизофрению, а не в банальное расстройство личности.
dmitriy011983
09.09.16 15:53
Буллинг происходит лишь по одной причине. Вседозволенность. Проявив агрессию по отношению к кому-то раз и не получив за это наказание, преступник сделает это снова. И это касается ВСЕХ людей. И в любом обществе, любой стране, любом времени. Меняются лишь формы. Это доказали и все упомянутые здесь эксперименты, говорящие об одном - власть развращает, а рабство озлобляет. В детсаде такой травле потакают воспитатели, в школе - учителя, в университете -преподаватели, на работе - начальники...Даже автор статьи ( при всем уважении ) при определенных условиях смог бы стать агрессором. Дети в школе ( а некоторые и в ВУЗах ) не способны понять, что совершают насилие ( как сказал один из предыдущих комментаторов - "за дело" ). Они думают: "А что тут плохого, мне ведь это нравится!". Во взрослой жизни люди способны сами изменить ситуацию, уже понимая, что происходит. Но за поведение детей отвечают работники госучереждений. Их вина - 100%.
Анастасия Дюкова
09.09.16 16:30
Травля сошла на нет, когда я каким-то чудом нашла в классе подружек и стала везде ходить с ними, веселиться и перестала обращать внимание на издёвки. До этого либо молчала, либо вступала в перепалку, жаль только, что боялась устроить драку (хотя пару раз она всё же состоялась, но не по моей инициативе), но это всё бесполезно, пока они видят твой страх, который, в свою очередь, появляется из-за низкой самооценки. Хотя я плохой советчик, потому что через 2 года я перешла в другую школу, и всё пошло по новой.
Анастасия Дюкова
09.09.16 16:40
PS: если кто-то хочет поговорить на эту тему (или на тему проблем с общением), добро пожаловать ко мне в vk ?
Sergio Samsonov
12.09.16 15:00
Опасно, барышня, с вами в VK находиться, однако) В женском коллективе, как и в мужском, травля основывается в первую очередь на людях, которые отделяются от основной массы. Не умом даже, а именно поведением, некие отщепенцы. Конечно в более адекватном возрасте это не проблема коллектива, а проблема человека и его выбор так жить. В школе же это считается "шрамом" на лице класса, и класс должен поставить на место этого "скверно шрамированного" человека. Вот и все. Мальчики начинаются мериться пипирками, кто кого круче, а девушки начинаются всячески оскорблять и унижать морально, т.к. не все могут это делать физически, в силу личных качеств. Надо быть в коллективе, а и понимать, что это не панацея, а проходной момент жизни, в котором необходимо почувствовать, как живет соц. общество внутри, а не снаружи, почувствовать себя ячейкой. А дальше уже решить для себя будущие цели, которые прививают родители внутри семьи, потому что иначе эти цели привьет общество, и в 9 из 10 вы будете не рады результату.
Шамиль Джанболатов
09.09.16 18:12
Меня жестко травили в школе. Но ни кто не помог, всем было пофигу абсолютно. Я стал пропускать школу по полгода, кое-как окончил школу.
disputan-t
09.09.16 18:15
Мне "повезло" - когда я пошел в школу, сестре исполнился год, и родителям было не до меня, тем более что в школе работала моя тетка. Поводом стало то, что однажды учительница задала задание домой, которое уже задавала. Я имел глупость сказать ей об этом. Били всем классом. С тех пор стал отверженным. Родители ничего не замечали. Напротив, если я отсиживался дома - гнали: иди на улицу к детям. Прошло больше 40 лет, но ни разу в жизни я не видел сон о школе, где это не было бы кошмаром. Одноклассников тех времен не видел со времен учебы - и видеть не хочу. Дай Бог, чтоб мой малой не испытал этого в жизни - потому что травлю врагу не пожелаешь. Вот и сейчас - вспомнил, и во мне опять кипит жгучая ненависть, пульс зашкаливает...
Sergio Samsonov
12.09.16 15:03
Не могу не пожелать вашему ребенку удачи, и надеюсь вы ему не расскажете о подобном опыте и не дадите совет, который приведет к повторению ваших ошибок. Раз вы сами не смогли поставить себя, помогите ребенку себя поставить! Помните - вы пример.
Гагарин Змеед
09.09.16 19:47
Боксом позаниматься тройку лет, не будет травли. инфа 100%
disputan-t
09.09.16 20:40
На характер. Например, меня, как говорится, Бог силой не обидел - а вот бить не могу. Рука останавливается...
Гагарин Змеед
09.09.16 20:43
Бить никого и не нужно, упаси господи :)) Главное уметь ответить за себя да и когда узнают что спортсмен(ка) — отношение другое, уважительное.
Гагарин Змеед
09.09.16 20:44
Вообще дети - это в первую очередь животные инстинкты. Сила там в почете
Irene Mamontova
11.09.16 17:14
Закон жизни гласит: "Если ты не выглядишь, как хищник, - ты выглядишь, как еда". Напрасно человек надувает щёки и кичится, - не так далеко ушёл он от животных инстинктов. И уже достаточно давно с лёгкой руки Конрада Лоренца и наука такая появилась: "этология", объясняющая суть странных человеческих поступков. Все мы суть животные. Все мы ежеминутно тем или иным образом (дракой ли, моральным давлением ли, хитростью ли) боремся за лидерство, за самок, за тёплое место под Солнцем. У животных именно в подростковом возрасте при тесном общении и строится будущая иерархия стаи: сильный становится вожаком, средние - костяком стаи, слабые - аутсайдерами, получающими объедки. Хочешь лучшие куски, - стань сильным и отними! Не можешь или не хочешь, - терпи и не ропщи до того момента, пока не станешь сильнее. И мы, люди, не считаем Природу злой, а признаём, что в ней царит ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и естественный отбор. Так было и всегда и так будет всегда. Нужно объяснять это детям с раннего возраста.
Алексей Пономарь
11.09.16 17:16
Чем вы с таким подходом лучше животного? Скажите, вы своим детям лекарства даёте, когда они болеют? А то ведь это тоже противно природе, это противоречит целесообразности и естественному отбору.
Sergio Samsonov
12.09.16 15:08
У людей на это планете лишь одна единственная биологическая задача, ради которой нас всех создали и для которой мы только и можем существовать – размножение вида. При условии, что жизнь на других планетах(в нашей галактике) возможна, процесс формирования и цель существования не будет отличаться от нашей, а уровень прогресс лишь подчеркнет ее правдоподобность и необходимость, как единственно возможную цель, с которой мы были созданы и с которой будем уничтожены. Так что не удивляйтесь. Наша раса еще слишком мало развита, чтобы понять о тщетности и бессмысленности проблем мирских. Рано или поздно мы это осознаем и будем жить только этим. Звучит как новый фантастический фильм, а на практике все наши проблемы из-за не развитости нашего мозга.
Роман Тюрин
11.09.16 21:17
Как достало, что и тут лижут задницы американцам! Используйте русские слова. Нах мне надо слова "буллинг", "виктимный"! Есть до хрена нашим слов! Учите русский, психологи! Не будьте баранами!
Алексей Пономарь
14.09.16 00:40
Какая у вас интересная эротическая фантазия.
Виталий Ноговицин
12.09.16 16:14
Меня травили 6-7 класс унижали, обзывали, издевались! Разношёрстный коллектив детей... Долго мучился, терпел. Справился сам. В один момент меня достало, я разозлился и по очереди стал бить своих обидчиков, один раз сильно получил в ответ, но на этом не остановился избив 3-их обидчиков меня стали уважать в классе другие лидеры! А основные обидчики стали бояться меня, потому что я мог не с того ни с сего за мелочь врезать!!! Потом даже удалось дружить с некоторыми из них. В другой школе в 10-ом классе столкнулся с травлей более криминальной шайки. отпор дал без драк, но полностью разобраться не смог, был в напряжении пол года. Видимо нужно было биться!!! Но там разборки были бы по круче!!! После чего перевёлся к другу в параллельный класс, друг имел положительное уважение в классе, оно автоматически перенеслось и на меня, всё стало круто и классно!!! Я сказал бы класс был воспитан добродушно, без подлых тиранов...
Lika Krip
13.09.16 16:15
Единственное действительно верное решение - перевод в школу, где нет никаких друзей или знакомых обидчиков. Я живу в подмосковье, со скандалом, но перешла после 7 класса в московскую школу, пожертвовав парой часов сна ежедневно. И о то прекрасное чувство, когда ты находишь в новой школе огромное количество единомышленников, друзей, с которыми общаешься спустя годы, а во время конфликтов кем-то оборзевшим класс сплочается в защиту одного.
Irena Rostova
13.09.16 22:54
Подруга ходила в школу к дочери, зашла в класс и при всем классе опустила обидчицу по полной. Больше ее дочку не трогали. Учитель была в шоке
Irena Rostova
13.09.16 22:57
За свою дочь порву любому пасть даже законодательно :) пусть знают яжемать и яжеотец тоже, воспитание детей начинается дома, а не в школе . Учиетял не могут за 45 минут дать и проверить материал и дать еще и домашку, как они увидят травлю? Зачем оно им? Своих дел еще полный рот и классов других к кому бежать еще и проверить всех
grey2005
02.10.16 20:13
После окончания школы прошло уже 19 лет, а я до сих пор не желаю общаться с своими одноклассниками. Ненавижу и весь класс, и отдельных людей. Когда узнал о смерти одного из обидчиков - очень порадовался. Жду смерти второго.
Авдотья Ламанческая
13.04.17 19:50
Очень хорошая, полная статья, согласна на 100%. Травля не проходит бесследно, взрослому человеку, ее пережившему лучше обратиться к психоаналитику и проработать в терапии свою травму, на мой взгляд это единственный способ справиться с болью и изменить свою жизнь.
Екатерина Радионова
11.07.17 21:40
Поведаю вам жизненные истории от лица так называемой жертвы, поборовшей травлю со стороны своих одноклассников дважды. Мне удалось побывать жертвой двух координально разных историй буллинга в школе. Первый случай произошел в 4 классе, он продолжался на протяжении полугода. Новенькая, заслужившая уважение учителей за месяц. Из-за хороших оценок, отличных отношений с учителями класс отвергнул меня. Травля, увечия, порча имущества, все по стандарту. Я не скрытный человек, о всех своих чувствах я рассказывала родителям, не утаивая ничего. Они отвечали лишь: “Ты сильная, справишься с ними сама”. Травля продолжалась долгое время, я не особо думала обо всем этом. Первое время я молчала, но в какой-то момент терпение закончилось, меня словно взорвало, я выместила всю злость на тех людях, которые отравляли мне жизнь на протяжении долгих месяцев. Одна стычка, одна перепалка изменила все. Укажи обидчикам на их недостатки, и выйди из стычки победителем, вот как это называется. Обидчики больше никогда не задевали меня. В начальной школе легко сопротивляться мальчикам, подростковое разделение еще не тронуло коллектив, но что делать, если тебе уже не 10 лет? Вторая травля настигнула меня на следующий год, она продолжалась долгое время, без малого два года. Я вновь перевелась в другую школу, на этот раз в лицей для средних и старших классов. Все началось с простой детской наивности. Доверчивость, это было моей самой глупой и слабой чертой характера. Я доверилась нежнакомым мне людям, а они выплюнули мне на это желчью в лицо. Когда ребенка унижают не за необычность характера или внешности, а за ошибку, наивность. Это переживается им гораздо сложнее. Возникает чувство потерянности, школьник винит себя, а не кого-то другого. Исключая вечных слез и самобичевания, эта травля не отличается особым насилием. Люди вечно напоминают тебе о твоей ошибки, а ты делаешь остальную грязную работу. Ты уничтожаешь себя изнутри, обидчикам на радость. Мысли о смене коллектива не покидали моей головы, но в один момент все изменилось. Отпор. Самоирония. Умение посмеяться над собой. В очередной раз я просто-напросто сама посмеялась над “остроумной” шуткой обидчиков. Это был переломный момент. Я нашла выход из этой, казалось бы, сложной ситуации. Какой вывод я хочу вынести из выше сказанного. Послушай меня, если тебя обижают в школе, насилие, ябиднечество, не всегда выход из ситуации. Сделай свой недостаток, своей сильной стороной. Ты не похож на других, значит ты не часть стада. Ты облажался, а остальные указывают на твои ошибки? Рассмейся им в лицо. Да, забавная ситуация, ничего не скажешь. По моему нескромному мнению, умение смеяться над собой, это лучшая черта человека. Посредством самоиронии, сделай из своего проступка смешную шутку, если научиться обращаться с этим навыком правильно, люди не только забудут о твоей минутной глупости, но и потянутся к человеку, способному рассмеяться в голос над своим низким ростом или мерзким прыщем на лбу. Я не призываю никого повторять мои действия, я лишь повествую о том, как мне удалось побороть уничтожение личности и самооценки без помощи психологов, насилия, вмешательства родителей.
Илья Алексеев
20.02.18 11:40
В классе пятом, год назад группа из 4-5 человек подумала, что я достаточно слабая и безобидная жертва. А внешне было на то похоже. Очки, хорошие оценки, высокий голос. Но я в то время очень увлекался самообороной, до этого 3 года отходил на таэквондо. Ну и эти дети пару месяцев меня побесили, а потом я начал мстить. Застав каждого один на один,я "доходчиво объяснил" им, что не стоит меня травить)))
Anastasia Kovalenko
17.03.19 20:14
Мне 35, меня травили в школе и сейчас травят во взрослом возрасте. У меня есть определенная группа по интересам, довольно обширная, но каждая собака знает меня уже заочно и в курсе, какая я плохая, подлая и вообще тварь последняя, хотя я добрейшей души человек, всем помогаю, боюсь обидеть, просто я уже давно лучшая по успехам в этой группе. Но это очень больно ранит меня, поскольку в детстве я пережила то же самое и очень сильно на это реагирую, плюс иногда, я знаю это, додумываю. У меня нет друзей, я не хочу их заводить, потому что они предают. У меня еще ни одного не было, который бы не предал. Никто не протянет руку помощи, видя как я мучаюсь, просто уйдут, зато я всех бегаю спасать, поскольку думаю, что этому человеку очень плохо и помочь некому, а на самом деле помочь некому только мне! Я более чем уверена что все это происходит из школы, когда я усвоила роль жертвы, и теперь всякие твари просто на ура это считывают по моему поведению. В школе все знали о травле, учителя еще и добавляли, поскольку маман моей подружки ходила и говорила учителям что я ее обижаю, поэтому дети с ней не играют. Хотя дети и с ней и со мной не играли потому, что поначалу когда мы пришли в новый класс она не хотела идти с детьми играть, а я как настоящая подружка ее не бросала и тоже не шла. Вот так меня научили, что нужно быть настоящим товарищем. А потом ее маман обвинила меня в том, что из-за того что я подруженьку обижаю она такая тихая. Ну и влетало мне ото всех. Да, многие не поверят мне, ну и флаг вам в руки, возможно вы из тех, кто как раз травил тихих и добрых детей, а я пишу для тех, у кого ребенка травят в школе. Классная руководительница раз в неделю вызывала меня после уроков и два часа мурыжила, истязала меня и вопрошала сколько я еще буду эту травлю терпеть и когда я решу эту ситуацию. Я, ребенок без малейшего опыта общения с другими детьми. При этом советов она не давала, хотя должна была знать как это остановить или наехать на детей, как сделала классная моего брата, когда у них травили ребенка. И моих родителей научила спрашивать меня то же самое. И сама же подливала масла в огонь, когда иногда прикалывалась над моим не от мира сего поведением. А как я еще могла себя вести, когда с детства не имела права отходить от подъезда чтобы быть все время под наблюдением? Какой опыт у меня был? В итоге своими неумелыми попытками защититься я еще больше раззадоривала противников. В возрасте 14 лет, когда только начинаешь интересоваться мальчиками, один парень под два метра ростом просто проходил мимо, схватил всей пятерней меня за волосы у корней и натурально выдрал целый клок, это было процентов 20 от всей моей шевелюры. Боль была адская, и физическая, и душевная. Я впервые расплакалась, забегаю в класс, вся красная, и плача с порога кричу своей классной - Саша у меня клок волос вырвал! Все кто был в классе начали ржать, а классная просто отвернулась. И таких историй у меня просто миллион. Вот и сейчас я жертва грязных сплетен, спустя столько лет, и не могу дать отпор, а при этом мои обидчики (их 8 человек) говорят что я плохая, а они ангелы, и все в это верят, хотя все как раз наоборот. Я заработала кучу болячек, у меня нет детей, у меня нет друзей, у меня нет работы, так как у меня куча фобий и травм, ведь в коллективах на работе меня тоже травили, я просто боюсь идти на работу! Перебиваюсь кое-как случайными заработками, хотя я очень творческая личность была и у меня впереди могло быть блестящее будущее. И сейчас каждый день я завершаю с мыслью, что Слава Богу, прожит еще один день и я ничего с собой не сделала. К чему это я? А к тому что вы, ненормальные родители ненормальных детей будете отвечать за свои поступки! А кто из родителей чьих детей травят молча за этим смотрит или советует не обращать внимания - попробуйте пережить такое и подумайте, желаете ли вы своему, скорее всего очень доброму и светлому ребенку, такое будущее. Поднимите свои зады и делайте что-то!!!
h hf vncj
22.04.19 18:31
Меня помню травили до начала 4-го класса, тупо взял и набил одному из лидеров челюсть, отстали...
Ис лом
26.05.19 16:16
Не помню чтобы меня травили до 6-7 класса, но помню, как-то докопался один верзила, много "шутил". Я его ударил и сломал нос, после меня стали побаиваться, потому что по словам матери этого верзилы мой удар доктора оценили в 5-6 сильных ударов, даже было поставление. После этого случая я сам себя стал боятся, потому что думал, если разозлюсь то могу ведь и убить. Но мой совет родителям, чьи дети подверглись травле. Отдайте дитя в спорт, гимнастика, гребли, тренажерный зал для младших будет атлетом, не будут к нему приставать
Ис лом
26.05.19 16:18
Можно так же в бокс, или любую самооборону. Пусть двинет своим обидчикам. Это лучше чем ребенок который ходит с синяками и думающий о суициде, такие заканчивают плохо. Пусть сломает руку своему обидчику. А что? самооборона!
Марина Иванова
07.12.19 05:11
Меня вызвали в школу что мой сын подрался с мальчиком который разносил разные сплетни гряные пошколе.Я доэтого спрашивала у тебя все нормально он твечал да все номально.А потом раз и такое я не раз ему говорила просила что бы он развазывал пару раз расказывал я беседовала с класным руководителем .У тихла но потом начилась опять. Не расказал вовремя и во такой резыльтат его слова "не вмешивайся я сам разберусь ты сайчас раскожешь класной родитилям поднимиш все школу и так далие' .Сечас зделали моего ребенка виноватым и не верят нам что я его выгоражую.Я его вины отрицаю но его самостоятельноть вышла бокам .Меня уже придупридили что будет дальше так подолжатся .Этим будет заниматся полицыя.Как отправить ребянка в школу если так будет родолжатся.
Svetlana Bogdanova
12.04.20 12:35
Идеально если с будущими одноклассниками ребенок будет дружен и знаком заранее. То есть они придут в школу уже коллективом
Ирина Богомолова
11.07.20 06:52
Настоящая проблема жертв буллинга - не в школе, а в их семье. Это хорошо виднно в фильме Чучело. У Лены нет родителей и даже бабушек, это в мирное-то время. Куда и почему они пропали? Возможно, наделали глупостей. Или просто бросили Лену. Есть дед, но он совсем тупой, раз не видит, что у ребенка проблемы.Да если б мое платье сожгли, я бы при всем старании не скрыла это от матери! Естественно, никто не объяснил Лене, что врать нельзя, не научил ее эфффективно общаться и понимать, чего она хочет. Если показать себе и Диме, что она бесстрашная, то чем она недовольна и зачем ей признание Димы? Взялась ирать роль - играй до конца. А если хотела проверить Диму, зачем врала? Я была жертвой буллинга и изо всех сил скрывала это от моей зобной матяры. Я была уверена, что буллинг это ерунда, а вот любой контакт с матярой, это горе.Мне было так плохо дома, что было просто не до буллинга. Детей надо не водить к психологам, а учить психологии самих. Тренинги по общению самое то.
Юлия
20.11.20 12:17
Странные рекомендации психолога не давать обидчику сдачи. А как тогда ребенку начать выбираться из забитого состояния? Продолжать ходить, вжав голову в плечи и ожидая следующего пендаля? Ожидая, когда вступится учительница? Так вот за спиной учительницы травля только усилится.Только грамотный отпор - не в слезах и истерике, а спокойно, с лёгкой злостью - может вывести человека из состояния жертвы и заставить себя уважать одноклассников и агрессора. Осталось научиться спокойно реагировать на обиды и подзатыльники. Это работа над собой: Спорт (не командный конечно), чтение психологической литературы, размышления.
Виолета Александрова
01.04.21 03:46|изменено
Переживала травлю почти три года со стороны класса и преподавателя по алгебре,благодаря которому я на всю жизнь возненавидила алгебру и так её и не поняла.Травлю в классе организовала мне "подруга",потому что чем-то я ей не угодила,она и настроила весь класс. Тогда это называлось модным словом "отшитая". Т.е грубо говоря -это козлы отпущения в классе.Причем сама подруга в глаза сказать,мне что я отшитая боялась и отправляла на это дело своих пособников.Сначала я молчала,терпела,потом начала говорить с этими самыми пособниками. "За что почему итд" одна из авторитетов класса встала на мою сторону и сказала ,что это у подруги моей с кукушкой не в поряде,после этого она боле мене успокоилась,но и я свой характер стала показывать и высказала ей все. Вообще с этой школы я ушла из за препода в итоге,хотя и ему отвечать научилась. Просто в принципе остался негатив на эту школу в дальнейшем.Чтобы избежать от кого либо нападок,я сама стала вести себя как агрессор,но лишь делала вид,подыгровала что я в теме,но ни кого не обижала. И самое интересное,что в мою школу перевелась та самая подруга и уже она в этой школе ходила тише воды ниже травы,а я как королева))) Самое главное как я поняла агрессорам никогда нельзя показывать свою трусость,даже если боитесь сразу ставьте на место.Да и нечего их бояться ,они сами трусы ещё те,потому что обижают и делают гадости слабым,тем кто в меньшинстве,сильные же сражатьюся с равными и один на один
Antonina Maevskaya
26.04.23 23:25
Статейка древняя, 2016 года, но индексируетя. Называется "Что делать, если ребёнка травят в школе". Прочитала. Полная х***ня. Из всего большого текста один мегасовет в разных вариациях - подите-ка за советом. Чушь собачья, ни одного совета, пустобрёхство одно.. В общем так, если травят ребёнка, то надо не чесать ляжки, а устраивать небольшой "праздник жизни" в одной отдельно взятой школе, а не хватит "праздника" - устроить пЕдагогам "фестиваль" по всем направлениям с именами и фамилиями - страна должна знать своих "героев". Вот.это всё в комплексе очень действует, а не жевание с псЕхолохами. Ну и ребёнку самооценку поднимать - записать его/её на бокс/кикбокс/и т.п. Пару раз принесёт в школу боксёрки - авторитет обеспечен.
Alex Ponomar
27.04.23 18:37
Спасибо, обновим статейку после вашего комментаришки.
Что вы могли пропустить
Что такое субмарининг и почему вам надо бежать от любителя внезапно всплыть
Что такое субмарининг и почему вам надо бежать от любителя внезапно всплыть
0
Вчера
Отношения
Отношения
Что такое эффект Микеланджело и как он влияет на ваши отношения с партнёром
Что такое эффект Микеланджело и как он влияет на ваши отношения с партнёром
0
27 октября
Отношения
Отношения
«Ниже 180? Не знакомлюсь!»: почему рост мужчины имеет для меня значение
«Ниже 180? Не знакомлюсь!»: почему рост мужчины имеет для меня значение
0
24 октября
Отношения
Отношения
Что такое френдфляция и почему дружба становится людям не по карману
Что такое френдфляция и почему дружба становится людям не по карману
0
22 октября
Отношения
Отношения
7 ужасных способов расстаться, которых лучше избегать
7 ужасных способов расстаться, которых лучше избегать
0
20 октября
Отношения
Отношения
Как снова найти любовь после развода
Как снова найти любовь после развода
0
18 октября
Отношения
Отношения
Как строить отношения с человеком, который серьёзно вас подвёл
Как строить отношения с человеком, который серьёзно вас подвёл
0
15 октября
Отношения
Отношения
Кто такие матча-парни и стоит ли их избегать
Кто такие матча-парни и стоит ли их избегать
0
13 октября
Отношения
Отношения
Что показывает «тест на птичку» в отношениях и как правильно оценивать его результаты
Что показывает «тест на птичку» в отношениях и как правильно оценивать его результаты
0
11 октября
Отношения
Отношения
Стоит ли говорить другу о недостатках его партнёра
Стоит ли говорить другу о недостатках его партнёра
0
8 октября
Отношения
Отношения
6 способов наладить общение с пожилыми родственниками на расстоянии
6 способов наладить общение с пожилыми родственниками на расстоянии
0
6 октября
Отношения
Отношения
Какие потребности существуют в отношениях и почему их нельзя удовлетворить одновременно
Какие потребности существуют в отношениях и почему их нельзя удовлетворить одновременно
0
27 сентября
Отношения
Отношения
3 причины, почему первая дружба важнее первой любви
3 причины, почему первая дружба важнее первой любви
0
24 сентября
Отношения
Отношения
Что такое энергия новых отношений и как ею управлять
Что такое энергия новых отношений и как ею управлять
0
23 сентября
Отношения
Отношения
Что такое инфлейшеншип и можно ли сохранить отношения по расчёту
Что такое инфлейшеншип и можно ли сохранить отношения по расчёту
0
20 сентября
Отношения
Отношения
Что вы могли пропустить
Джейсон Стэйтем сыграет в новом боевике Гая Ричи — Viva La Madness
Джейсон Стэйтем сыграет в новом боевике Гая Ричи — Viva La Madness
0
09:36
Кино
Новости
Samsung может поднять цены на все смартфоны в 2026 году
Samsung может поднять цены на все смартфоны в 2026 году
0
Вчера
Новости
Устройства
Что такое субмарининг и почему вам надо бежать от любителя внезапно всплыть
Что такое субмарининг и почему вам надо бежать от любителя внезапно всплыть
0
Вчера
Отношения
Отношения
12 сериалов ноября, которые не стоит пропускать
12 сериалов ноября, которые не стоит пропускать
0
Вчера
Кино
Кино
7 фактов о детском пюре «ФрутоНяня», которые стоит знать родителям
7 фактов о детском пюре «ФрутоНяня», которые стоит знать родителям
Вчера
Еда
Еда
Павел Дуров анонсировал децентрализованную сеть Cocoon на TON для ИИ-вычислений
Павел Дуров анонсировал децентрализованную сеть Cocoon на TON для ИИ-вычислений
0
Вчера
Новости
Технологии
Деньги на ветер: 5 типичных ошибок при выборе беспроводных наушников
Деньги на ветер: 5 типичных ошибок при выборе беспроводных наушников
0
Вчера
Устройства
Устройства
«Даже лучше, чем было»: 16 впечатляющих примеров реставрации старой мебели, техники и не только
«Даже лучше, чем было»: 16 впечатляющих примеров реставрации старой мебели, техники и не только
0
Вчера
Интернет
Новости
Представлен доступный смартфон Nothing Phone (3a) Lite — только с одним светодиодом
Представлен доступный смартфон Nothing Phone (3a) Lite — только с одним светодиодом
0
Вчера
Новости
Устройства
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
Новые сезоны «Сёгуна» могут наконец-то снять в Японии
Новые сезоны «Сёгуна» могут наконец-то снять в Японии
0
Вчера
Кино
Новости
Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов
Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов
Вчера
«Горящая изба»
Покупки
«Мастер ужасов» Джон Карпентер раскритиковал хитовый хоррор 2024 года
«Мастер ужасов» Джон Карпентер раскритиковал хитовый хоррор 2024 года
0
Вчера
Кино
Новости
МегаФон «разогнал» интернет в Лианозовском парке
МегаФон «разогнал» интернет в Лианозовском парке
0
Вчера
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Windows 11 получила обновлённое меню «Пуск» — с настраиваемым макетом и анимацией
Windows 11 получила обновлённое меню «Пуск» — с настраиваемым макетом и анимацией
0
Вчера
Windows
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Рафаэль Галиев42 минуты назад

0 / 0

Зачем нужна реклама недвижимости на Лайфхакере, когда в её адресе есть слово "Москва"?
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева46 минут назад

0 / 0

Новые наушники — это, конечно, хорошо, но мы упускаем, что Витя уже достал гирлянду
Деньги на ветер: 5 типичных ошибок при выборе беспроводных наушников
Аватар автора комментария
Индира47 минут назад

0 / 0

Выглядит не плохо, да и параметры нормальны за такую цену
Представлен доступный смартфон Nothing Phone (3a) Lite — только с одним светодиодом
Аватар автора комментария
Индира57 минут назад

0 / 0

Обалдеть. Какие молодцы. Любой вещи можно дать вторую жизнь, если захотеть и, если руки растут из правильного места 😉
«Даже лучше, чем было»: 16 впечатляющих примеров реставрации старой мебели, техники и не только
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях