Что такое синдром восьмиклассника и стоит ли от него избавляться
Что такое синдром восьмиклассника
Синдром восьмиклассника — это особое психологическое состояние, при котором человек считает, что у него есть сверхспособности или тайные знания, почему-то мало востребованные обществом. И окружение его об этом даже не догадывается. Часто человек с синдромом восьмиклассника ведёт двойную жизнь. Это яркое, полное сильных переживаний пребывание в воображаемом мире и его тень — менее интересная, эмоционально невыразительная реальная жизнь.
Термин этот появился в Японии. В 1990-х годах в радиопередаче, посвящённой героям аниме, прозвучало слово chūnibyō. Латиницей его можно записать как chunibyo, а кириллицей — «чунибё». Chu-ni по-японски — период обучения, примерно соответствующий американскому, а также российскому восьмому классу. Слово byo же означает «болезнь». Поэтому понятие перевели как «синдром восьмиклассника».
Как правило, человек с этим синдромом считает себя не таким, как все, чужим для своего окружения. Он может казаться другим людям странным, замкнутым, способным на непредсказуемые поступки.
Но бывает, что окружающие вообще не замечают никаких странностей в поведении чунибё. При этом сам человек с синдромом восьмиклассника уверен: он — избранный, у него уникальные способности и, возможно, необычная судьба. Не исключено, что он пришелец из иного измерения или параллельного мира. Да, это фантазии. Но многие воспринимают их ярче, чем реальность.
Скажем сразу: это не психическое расстройство — такого состояния нет в Международной классификации болезней. Однако с этим синдромом сталкиваются психологи, которые работают с подростками. Или с более старшими людьми, которые предпочитают погружаться в мир своих фантазий вместо взаимодействия с реальным окружением и невыдуманными проблемами.
Как может проявляться синдром восьмиклассника
Как правило, это состояние не угрожает ни самому герою, ни его близким. Это не отклонение от нормы. Скорее своеобразная попытка адаптироваться к сложной и порой жестокой реальности. А также, что важно, способ поверить в собственную уникальность и ценность для мира.
Психологи отмечают несколько признаков, которые характерны для синдрома восьмиклассника. Вот что может происходить с человеком в таком состоянии:
- По мнению окружающих, он может вести себя неадекватно. Поэтому часто остаётся один. Ведь другим кажется, что он действует вызывающе, а потому лучше держаться от него подальше. Или наоборот: слишком робок и тих, а что у него на уме — кто разберёт. Но если человек окажется в компании таких же «восьмиклассников», как он, то ничего странного в его поведении они не заметят. Например, люди из субкультуры ролевиков могут называть друг друга именами выбранных персонажей, разбирать тактику штурма очередной крепости или всерьёз обсуждать преимущества доспехов из мифрила. И случайному человеку, попавшему в их компанию, может быть довольно некомфортно.
- У чунибё есть воображаемый друг или романтический партнёр. Возможно, этот невидимый спутник появляется потому, что среди близкого окружения человеку с синдромом восьмиклассника неуютно. Зато воображаемый приятель всегда его понимает, а потому герой часто ведёт беседы именно с ним. Или предпочитает проводить время в одиночестве — без знакомых из реала.
- Он считает, что стандартные тесты или экзамены никак не отражают его истинных навыков. Человек может быть далеко не лучшим учеником и неверно отвечать на различные контрольные вопросы. Но, как правило, он уверен, что для самых ценных его навыков просто не существует адекватных тестов. Иначе все вокруг заметили и оценили бы его уникальность.
- Человек с синдромом восьмиклассника подражает любимым персонажам. Одевается или ведёт себя как герои из аниме, любимых книг или фильмов, сериалов, компьютерных игр. Например, рисует себе молнию на лбу, как у Гарри Поттера. Пытается повторить пластику Спайдермена. Или носит короткую майку, как любимый фанатами герой манги и видеоигр Джозеф Джостар.
- Он порой придумывает собственные отличительные символы. Например, носит особый браслет или повязку на руке. По его легенде, это артефакты, которые поддерживают его силу.
Кажется, что так могут вести себя только дети или подростки — в их жизни гораздо больше игры, чем у старшего поколения. Но пребывать в состоянии chunibyo могут и взрослые люди. Например, в 2021 году синдром восьмиклассника изучали японские исследователи и средний возраст в группе их подопечных составлял 31 год.
Почему возникает синдром восьмиклассника
Как правило, это состояние появляется у людей, которым сложно справиться с вызовами и проблемами реальной жизни. Если окружающий мир всё время погружает человека в стресс, можно действовать по-разному. Первый способ — искать решения проблем, учиться взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к изменениям. Но это сложный путь, который, как правило, не обещает быстрых и приятных результатов. Поэтому многие придумывают способы хотя бы ненадолго отвлекаться от реальных проблем и убегать в вымышленные миры.
Это совершенно нормально, когда человек, чтобы отдохнуть, смотрит развлекательные шоу или интересные сериалы. Или читает книги, в которых много ярких событий, но практически нет сложных и неприятных тем, над которыми необходимо подумать. А может, погружается в онлайн-игры. Или придумывает собственную вселенную, в которой действуют его правила, а сам он — могущественный и влиятельный персонаж. Все эти способы действительно могут помочь отвлечься и отдохнуть.
Но человек с синдромом восьмиклассника порой проводит в вымышленном мире больше времени, чем в реальном.
Во всяком случае, первый вызывает у него более сильные и приятные эмоции, чем второй. Фантазии помогают человеку не просто забыть о реальных проблемах, но и поверить, что он в состоянии справиться с гораздо более серьёзными трудностями, пусть и в параллельном измерении. Значит, ему есть за что себя ценить и уважать. Ну а реальные проблемы пусть подождут.
Да, синдром восьмиклассника часто помогает человеку поднять самооценку. Побег в вымышленный мир позволяет ощутить собственную уникальность, почувствовать себя значимым. Ведь эмоции, которые испытывают люди, не делятся на реальные и виртуальные. Зато порой куда проще одержать виртуальную победу и порадоваться ей, чем успешно завершить сложное дело в реальности.
Стоит ли бороться с синдромом восьмиклассника
Обычно подобное состояние — признак взросления. Со временем большинство людей набираются опыта, приобретают необходимые для взаимодействия с миром навыки. Когда человек в реальной жизни становится сильнее и увереннее, ему больше не нужно так часто воспроизводить в воображении придуманный мир.
Но бывает, что фантазии не отпускают. Как правило, это происходит, когда человеку не обойтись без такого мысленного убежища. Может быть, только в нём он может расслабиться и набраться сил. Если такая потребность возникает лишь время от времени, это нормально.
Когда после пребывания в воображаемой вселенной человек ощущает себя отдохнувшим, а потом берётся за самые разные дела и успешно с ними справляется, у него всё в порядке.
Другое дело, если он возвращается в реал неохотно и чувствует себя в нём некомфортно. А любые проблемы заставляют снова сбегать в мир фантазий. В этом случае стоит обратиться к психологу.
Как справиться с синдромом восьмиклассника
В первую очередь стоит поискать причины, почему человеку неуютно в реальном мире. Может быть, у него занижена самооценка или ему мешает синдром самозванца. Или он оказался в сложной жизненной ситуации, а его прошлый опыт не может подсказать ему, как действовать. Постарайтесь найти источник дискомфорта. Вот какие шаги могут помочь решить проблему:
- Попробуйте разобраться, какие жизненные ситуации доставляют вам максимальные неудобства. Можно взять лист бумаги или открыть файл и написать: «Я терпеть не могу, просто ненавижу…» А дальше перечислить всё, что выбивает вас из состояния равновесия.
- Спросите себя, почему вы не справляетесь с этими проблемами. Определите, чего вам не хватает, чтобы выходить из таких ситуаций победителем. Найти ответ помогут детали воображаемого мира и суперспособности, которые больше всего вас привлекают. Часто человек наделяет себя в фантазиях теми качествами, которых ему особенно не хватает в реальной жизни. Например, он в придуманном мире легко заводит друзей. Более того — может найти общий язык даже с драконом, который разгоняет армии одним ударом хвоста. Значит, в реальной жизни стоит поучиться понимать других людей и общаться с ними.
- Подумайте, как ваши суперспособности помогли бы вам в реальности. А потом поищите способы добиться той же цели средствами, которые уже вам доступны. Этот приём поможет вам сначала сформулировать приоритеты. А затем поискать не сказочные, а реальные пути достижения желаемого. Например, вы хотели бы научиться растягивать время, чтобы спокойно и не спеша выполнять все рабочие проекты. Это помогло бы вам не начинать каждый новый день с ощущения вины за то, что вчера вы опять не успели сделать всё намеченное. Попробуйте разобраться, что вам мешает выполнять дела в срок. Может быть, это недостатки планирования. А может, усталость и состояние, близкое к выгоранию. Найдите реальную причину и попытайтесь её устранить.
Если не можете справиться с каким-то этапом сами, обращайтесь к психологу или психотерапевту. И возможно, в скором времени реальная жизнь покажется вам не менее привлекательной, чем воображаемый мир.
Лучшие предложения
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
10 полезных вещей для дома с оригинальным дизайном
10 стильных вещей из экокожи на каждый день
Находки AliExpress: 10 товаров, которые пригодятся на каждой кухне
10 аромасвечей не дороже 500 рублей, которые наполнят комнату уютом
10 занимательных деревянных пазлов
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Как сделать микроклимат в квартире безопасным для себя и детей
Будущее на зарядке. Что нужно знать об электрокарах
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте