Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Своё делоКолонка
31 октября 2018

5 уроков успеха от Олега Тинькова

От спекуляции косметикой в Советском Союзе и кредитования у «братков» до 43-й строчки списка Forbes — история человека, который не боится пробовать новое и отказываться от изживших себя идей.
Фото автора Руслан Царев
Руслан Царев

5 уроков успеха от Олега Тинькова

Руслан Царев

Редактор в консалт-бюро «Нескучные финансы».

Он начинал челноком в Советском Союзе. Сейчас — на 43‑й строчке списка Forbes. Владеет банком, чистая прибыль которого за прошлый год составила, по данным Forbes, 19 миллиардов рублей. Его состояние — 2,2 миллиарда долларов. Всё это об Олеге Тинькове.

Историю собственного успеха Тиньков рассказал в книге «Я такой как все». Там он пишет не только про бизнес, а вообще про жизнь. Здесь — вкратце и только про бизнес.

Урок 1. Видеть, где можно больше заработать

Тем, что сегодня называется бизнесом, Тиньков занялся ещё в советские времена, когда ходил в школу. В те годы это занятие именовалось спекуляцией и попадало под статью УК.

Юный Олег серьёзно занимался велоспортом. Во время очередных сборов в Таджикистане он увидел в магазине джинсы по 50 рублей (там это был неходовой товар) и купил на всю наличность. А в родном Ленинске-Кузнецком Кемеровской области перепродал.

Сегодня поставка заведомо неходового товара выглядит нонсенсом. А в советские времена это было в порядке вещей. Куда, сколько и какой товар поставлять, решали не бизнесмены, а чиновники. Бизнеса в СССР официально не было, а зарплата чиновника не зависела от того, разойдётся товар или будет лежать мёртвым грузом. Вот и получалось, что в Таджикистане, где принято носить национальную одежду и обувь, пылились на прилавках джинсы и кроссовки. А в Узбекистане, где не в моде хоккей — пластиковые клюшки из Чехословакии.

Жители Сибири соглашались за всё это переплачивать, потому что товар был востребованный, а в магазинах отсутствовал. На этом и делали подпольный бизнес предприимчивые ребята. Одним из них оказался Тиньков.

С собой у Тинькова было 200 рублей (около 6 000 в сегодняшних ценах), этого хватило на четверо джинсов. А дома, где это был дефицитный товар, продал их уже по 200 рублей за каждые. Получилась наценка 300%.

На планку наценки в 200–300% Тиньков ориентировался и впоследствии.

Себестоимость 1 кг пельменей «Дарья» составляла 1 доллар, отпускная цена — 3 доллара. Бутылки пива «Тинькофф» — 0,3 доллара и 1,2 доллара соответственно.

Впрочем, пельмени, пиво и банк будут потом. А в 1988 году Олег поступил в вуз в Ленинграде. В вузе были иностранные студенты, которые из поездок домой привозили дефицитный в СССР товар. Его они сбывали местным перекупщикам, одним из которых стал Тиньков. Поначалу он сам продавал товар на улицах или сдавал другим перекупщикам — те приходили за ним прямо в институт во время большой перемены. Но Олег быстро смекнул — если будет возить в родной город, заработает ещё больше. За косметический набор или тюбик губной помады в Ленинске-Кузнецком давали на 15–25 рублей больше, чем в городе на Неве.

Одно время Тиньков с партнёром гоняли в Ленинград автомобили, которые покупали в Сибири. В Новосибирске машину можно было взять за 50 тысяч рублей, в Питере — продать за 80 тысяч. Обычно перегонщики ехали на купленной машине по разбитым дорогам через полстраны. Это занимало время, да и машины убивались. Тиньков придумал лучше. За 5 тысяч рублей военные транспортными бортами доставляли его автомобили в Москву. А уже оттуда он, в полёте сидевший в салоне машины, своим ходом двигался в Ленинград. Трасса между двумя столицами всегда была образцово-показательной. Тем самым Тиньков не только доставлял товар в лучшем состоянии, чем после путешествия через полстраны своим ходом, но и сокращал период оборачиваемости денег и товара: чаще продавал → больше зарабатывал.

А институт Тиньков так и не закончил.

Понял: если получит диплом, его карьерно-финансовый потолок — зарплата 1 000 советских рублей в месяц (289 000 рублей в сегодняшних ценах), и это ещё надо будет дослужиться до директора шахты. А он уже зарабатывал в 10–15 раз больше.

Все свои бизнесы, кроме банка, Тиньков продал, хотя они были успешными. Сам он объясняет это так: увидел, что в одной нише достиг потолка по прибыли, а в новой может сделать больше денег.

АВС-анализ: как узнать, на чём бизнес больше всего зарабатывает →

Урок 2. Брать больше за имидж, сервис и качество

Ещё в советские времена Тиньков убедился — клиент охотно доплачивает за качество обслуживания. Косметику, которую привозил из Ленинграда в родной город, он сбывал работницам двух фабрик, где трудились в основном женщины. Тиньков через окно забирался прямо в цех и предлагал свой ассортимент. А там его уже ждали: покупательницы быстро запомнили Олега из Ленинграда, который привозит крутую косметику, и платили ещё больше, чем на местном рынке. Им нравилось, что Тиньков доставлял товар прямо в цех. На фоне советских магазинов с пустыми прилавками и хамящими продавцами это особенно впечатляло.

В советские же времена Тиньков случайно подсмотрел, как цыгане делали модную в те годы помаду с блёстками: в обычную помаду они добавляли мелко нарезанную фольгу. С подобным товаром он больше никогда не связывался, брал лишь тот, в качестве которого был уверен.

В 1994 году Тиньков перестал челночить и запустил первый масштабный проект — магазин электроники «Техношок» в Санкт-Петербурге, из которого затем вырастил сеть, представленную в крупных городах страны. Продавцов отправил на обучение в американскую сеть магазинов Good Guys.

Вышколенные американцами сотрудники встречали покупателя в белых рубашках и с улыбками, помогали выбрать радиолу, подсказывали, на что обращать внимание при покупке телевизора.

Сегодня этим в России не удивишь. А в середине 90‑х было шоком. Товар у Тинькова стоил дороже, чем у конкурентов, но покупатели шли именно к нему. Оборот первого магазина составлял до 50 тысяч долларов в день.

Очереди к Тинькову выстраивались и благодаря мощной маркетинговой кампании. Бренд создаёт добавленную стоимость, считает он. На продвижение продукта Тиньков делал упор и в последующих бизнесах: пельмени, пиво, сеть ресторанов, банк. Но каждый свой бренд он наполняет реальным содержанием. Если это магазин электроники, то с сервисом уровня премиум и качественным товаром. Если пельмени, то сделанные по самым современным технологиям на итальянском оборудовании. Если пиво — то сварено на немецкой линии, по немецкой технологии и из немецкого же солода. И так далее. Так что потребитель платит не только за понты. Хотя и за них тоже.

Сегодня карты «Тинькофф Банка» клиентам неспроста доставляют курьеры. Это тоже сервис, за который покупатель готов доплачивать.

Не обходилось и без проколов. Стоило один раз забыть о качестве — бизнес отпустил увесистую плюху. Когда Тиньков узнал, что в США можно продавать обработанную древесину по 1 200 долларов за кубометр, а в России её себестоимость — 200 долларов, то решил наладить поставки. Первый контейнер с российским лесом ушел на ура.

Но чтобы зарабатывать по-настоящему, требовались значительные объёмы. В погоне за количеством Тиньков перестал следить за качеством, а в США этот номер не прошёл. Там строго следят за количеством сучков на кубометр древесины. Мебельные фабрики, которым он поставлял древесину напрямую, сразу заметили неладное и перестали брать, а оптовики соглашались взять только по себестоимости. Пока Тиньков искал покупателей, выросли счета за хранение груза в американских портах. Получалось, что вырученного за древесину не хватит, чтобы их оплатить. Тиньков понял: дешевле зафиксировать убыток и выйти из бизнеса. На древесине он потерял около 2 миллионов долларов.

Как определить, что клиент готов рекомендовать вас другим, и измерить этот показатель →

Урок 3. Не бояться брать взаймы

Впервые Тиньков воспользовался заёмными средствами для бизнеса в конце 80‑х, когда возил из Ленинграда в Сибирь косметику. Один из поставщиков предложил рассчитаться за часть товара позже. Тиньков резко увеличил прибыль и смекнул — покупать в долг удобно и выгодно.

В лихие 90‑е Тиньков активно брал взаймы у авторитетных «братков» — у них всегда водились свободные средства. Тиньков всегда аккуратно и сполна возвращал деньги и накапавшие проценты. Бандиты были довольны, ведь хорошо на нём зарабатывали. А сам Тиньков на их деньгах — ещё больше.

Такие деловые отношения для Тинькова обернулись бонусом: «братки» сами его не трогали и другим в обиду не давали.

В 2003 году Тиньков, который к этому времени успел войти в пивной бизнес, решил в дополнение к имеющемуся небольшому пивзаводу построить предприятие мощностью 2 миллиона гектолитров в год. На это требовалось 100 миллионов долларов, которых у Тинькова не было. Первые 13 миллионов, которые пошли на предоплату производителям оборудования для будущего предприятия, он привлёк через выпуск облигаций своей сети ресторанов.

Годовой оборот ресторанов равнялся 9 миллионам долларов, так что облигации были не до конца обеспеченными. Это не помешало Тинькову погасить их ровно через два года, как и планировал, и выплатить весь обещанный купонный доход. Средняя доходность облигаций составляла 17% годовых — это высокий показатель даже для корпоративных ценных бумаг. Для сравнения: доходность государственных облигаций федерального займа (ОФЗ) — в среднем 8%. Остальные деньги Тиньков взял в кредит у банка. Завод построил, с долгами рассчитался.

Как выплатить большой долг и не сойти с ума: 5 правил для предпринимателей →

Урок 4. Не верить предрассудкам

Чтобы открыть первый магазин «Техношок», Тиньков купил для него помещение. Фактически он купил не только здание, но и бизнес, который в нём вёл прежний владелец. Тот хотел полностью сосредоточиться на новом направлении деятельности и нуждался в живых деньгах для его развития, поэтому и сбывал активы, которые не были связаны с этим направлением. Тиньков не стал продолжать бизнес прежнего собственника помещения — предпочел запустить с нуля свой. Но сам факт продажи бизнеса в Петербурге 90‑х годов ещё считался нонсенсом.

Когда уже сам Тиньков продавал «Техношок», в деловых кругах его решение восприняли как результат провала. Успешные бизнесы тогда не продавали, а Тиньков оказался первопроходцем.

Банкир, у которого Тиньков кредитовался, пока торговал электроникой, отказался выделять деньги на старт производства пельменей: «Олег, куда ты лезешь? Какие пельмени? Твой бизнес — телевизоры». Пришлось искать другие источники финансирования. И ведь нашёл.

«Куда ты лезешь? Это не твоё», — Тиньков слышал перед стартом каждого нового бизнеса, включая банк. Но на стереотипы плевал и скептиков не слушал — и оказался прав.

Как избавиться от страхов: 12 советов от молодых предпринимателей →

Урок 5. Дружить с финансами

Тиньков в своих книгах не демонстрирует такой любви к цифрам, как, например, Джон Рокфеллер. Но это не значит, что он не придаёт им значения. Первый штатный финансист у Тинькова появился ещё в период «Техношока». Хотя в 90‑е ещё можно было позволить себе быть финансово неграмотным — маржа была так велика, что всё прощала.

Но Тиньков всегда знал себестоимость, маржу и прибыль своего продукта. А перед открытием «Тинькофф Банка» заказал крупной американской компании исследование, имеет ли смысл это делать. Исследование обошлось в несколько сотен тысяч долларов. Конкретную цифру Тиньков не называет. Он заплатил, потому что в дело предстояло вложить десятки миллионов долларов, а лучше потерять несколько сотен тысяч, если окажется, что в деле нет смысла, чем слить все деньги, сунувшись наобум.

Читайте также
🧐
Уроки Джона Рокфеллера: как стать миллиардером с нуля
8 историй, которые вдохновят вас на бизнес-подвиги
Как добиться успеха, оставаясь порядочным человеком
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

Распродажа Чёрная пятница наAliExpress

15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

Это интересно
Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Комментарии
Sergey Suyagin
31.10.18 12:15
Крутой человечище!
Коля Шелестов
31.10.18 14:51
Просто взяли книгу пересказали
Nikolay Tumanov
31.10.18 15:06
Хотя бы так. А что в этом плохого? Зато я теперь знаю 5 правил не читая книги )
Стас Данилов
31.10.18 15:45
Отличная биография.
Denis Gavrilenkov
31.10.18 20:28|изменено
Правило #1 и единственное: не верить клоунам типа Тинькова
Антон Минаев
01.11.18 18:54
Если кто то думает, что прочитав книгу станет богачем, Полезно ещё помнить о систематической ошибке выжевшего.
Дмитрий Овсянников
09.11.18 18:42
Смешно.....про олежку достаточно информации в интернете.
Что вы могли пропустить
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
0
24 ноября
Жизнь
Колонка
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
0
20 ноября
Жизнь
Колонка
Как понять, что бизнес пора закрыть, и не чувствовать себя неудачником
Как понять, что бизнес пора закрыть, и не чувствовать себя неудачником
0
19 ноября
Колонка
Своё дело
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
0
18 ноября
Жизнь
Колонка
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
0
17 ноября
Жизнь
Колонка
Можно ли отказаться от работы в выходные и праздники без последствий
Можно ли отказаться от работы в выходные и праздники без последствий
0
13 ноября
Колонка
Право
5 советов, как сделать прихожую удобной и стильной
5 советов, как сделать прихожую удобной и стильной
0
11 ноября
Колонка
Советы
10 стыдных вопросов о цифровой зависимости: отвечает клинический психолог Анастасия Шершнёва
10 стыдных вопросов о цифровой зависимости: отвечает клинический психолог Анастасия Шершнёва
0
10 ноября
Колонка
Колонка
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
0
3 ноября
Жизнь
Колонка
Как неделю готовить горячие завтраки за 5 минут: простые рецепты от повара
Как неделю готовить горячие завтраки за 5 минут: простые рецепты от повара
0
1 ноября
Еда
Колонка
8 CRM-систем, которые подойдут для малого бизнеса в 2025 году
8 CRM-систем, которые подойдут для малого бизнеса в 2025 году
0
30 октября
Колонка
Технологии
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
0
27 октября
Жизнь
Колонка
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Alexandr Chernetsov8 минут назад

0 / 0

Тоже не сработало, локальная учётная запись, путь в ветке на 1001 раз проверил
Как отключить экран блокировки в Windows 10
Аватар автора комментария
Ivan Turkovsky15 минут назад

0 / 0

Я буду дублировать этот комментарий под всеми статьями, где вы поставили нерелевантный тег "технологии". Это убило всю мою рсс-ленту, там теперь все ваши статьи подряд, хотя я подписан только на раздел "технологии". Мне не интересно про рак, мне интересно про телефоны и процессоры. Давайте что-то с этим делать.
Рак груди во время беременности: что нужно знать
Аватар автора комментария
Ivan Turkovsky17 минут назад

0 / 0

И на этой статье тоже тег "технологии"... Уважаемый Лайфхакер, что происходит? Это убило всю мою рсс-ленту, там теперь все ваши статьи подряд, хотя я подписан только на раздел "технологии". Давайте что-то с этим делать.
Как работает алкогольная зависимость: три этапа порочного круга
Аватар автора комментария
Алексей Михайлов55 минут назад

0 / 0

Если вас заботит, не повлияют ли антидепрессанты на либидо, значит антидепрессанты вам точно назначили зря или что их пора отменять.
Могут ли антидепрессанты снизить либидо так, что оно никогда не восстановится
Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях