1. Мы неадекватно воспринимаем себя

Никому не спрятаться от ловушек мышления — хитростей и «багов» психики, которые обманывают нас и влияют на то, как мы действуем и воспринимаем окружающее. Все мы так или иначе смотрим на мир через призму своего опыта, менталитета, воспитания и верований. В результате ни на других, ни особенно на себя мы не можем взглянуть абсолютно беспристрастно, полно и объективно.

Скажем, из-за эффекта участника-наблюдателя мы уверены, что сами ошибаемся по вине обстоятельств, а вот другие люди — в силу собственной некомпетентности. Из-за иллюзии прозрачности нам кажется, будто мы видим окружающих насквозь.

Все эти ловушки мешают нам трезво оценить свои сильные и слабые стороны, способности и зоны роста, как мы ведём себя и как нас воспринимают окружающие. В итоге мы можем выбрать неверную стратегию — развивать те качества, с которыми и так полный порядок, и не обращать внимания на то, что требует прокачки.

Например, человек хочет получить должность повыше и думает, что ему нужно подтянуть английский или ещё какие-то профессиональные навыки. А на самом деле у него проблемы с коммуникацией и самопрезентацией, которые он не замечает.

В таких ситуациях должен помочь взгляд со стороны. Можно попросить обратную связь у тех, кому вы доверяете — у друзей и близких, у руководителя или коллеги. Да, вряд ли кто-то из них будет полностью объективен и беспристрастен, это в принципе почти невозможно. Но если вы соберёте несколько мнений, картина станет более полной.

2. Мы не представляем чёткий образ цели

Вместо него — только расплывчатые идеи вроде стать «лучше», «успешнее», «стройнее и красивее». Или смутные и не очень реалистичные фантазии: «выхожу красивый и шикарно одетый из дорогого автомобиля, а все вокруг умирают от зависти и восхищения». Если мы не знаем, к чему конкретно стремимся, и не можем адекватно оценить свои возможности, нам не хватит мотивации, и преуспеть будет сложновато.

Важно иметь чёткую цель и яркую картинку в голове, иллюстрацию к этой цели. «Я хочу знать английский на уровне proficiency, чтобы получить работу за границей» — звучит вроде хорошо, но не слишком вдохновляюще. А вот образ — как вы идёте со стаканчиком кофе по главному офису Google и здороваетесь с коллегами, — мотивирует куда лучше. Исследования показывают Imagining Success: Multiple Achievement Goals and the Effectiveness of Imagery , что визуализация цели помогает её достичь. И ещё The Effect of Goal Visualization on Goal Pursuit: Implications for Consumers and Managers — чем легче вообразить себе желаемое, тем больше шансов не растерять мотивацию.

3. Мы не учитываем зону ближайшего развития

Это некое пространство, в котором «зреют» новые, пока ещё не освоенные умения человека. Набор таких умений зависит от того, что человек уже знает и может. Понятие зоны ближайшего развития впервые использовал советский психолог Лев Выготский. Он писал о развитии детей, но его идеи вполне применимы и ко взрослым. Ребёнка, который ещё не знает букв и слогов, невозможно сразу научить читать. Взрослому, который никогда не занимался спортом, не стоит сразу бежать 5 километров. Он может справиться с дистанцией, но из-за стресса и усталости его опыт окажется негативным, так что бегать больше не захочется.

Это значит, что, когда мы работаем над собой, мы должны учитывать свои текущие способности, навыки и особенности и не можем «перескакивать через несколько ступенек» — иначе нас ждёт только разочарование. Лучшей стратегией будет двигаться к цели постепенно, шаг за шагом и заранее настроиться, что быстрых результатов ждать не стоит и придётся потерпеть.

4. Мы страдаем от ограничивающих установок

Это убеждения, которые мы усваиваем от родителей, учителей, авторитетных для нас людей и общества в целом. Чаще всего они разрушительные, мешают нам действовать и добиваться желаемого.

Скажем, учительница математики несколько лет подряд говорила, что у вас нет способностей к точным наукам. В итоге вы поверили в это и не решаетесь учиться на программиста, хотя давно хотите. Или дома вам внушили, что гордиться собой имеют право только выдающиеся люди. Теперь вы не можете радоваться своим достижениям, переживаете, что недостаточно хороши и постоянно чувствуете себя несчастным.

От ограничивающих убеждений не так просто избавиться, лучше делать это под руководством психолога. Но можно попробовать поработать над ними самостоятельно. Для этого нужно выписать установки, которые отравляют вам жизнь, проанализировать, как они на вас влияют и насколько на самом деле правдивы. Следующий шаг — переформулировать их таким образом, чтобы они звучали более конструктивно и реалистично.

5. Мы не получаем поддержки

Трудно двигаться вперёд, если не на кого опереться и от окружающих исходит либо безразличие, либо критика и скепсис. Чтобы справиться с этой ситуацией, можно пойти двумя путями.

Научиться поддерживать себя самостоятельно:

  • Вести дневник достижений, в который записывать, что сегодня удалось и за что вы можете себя похвалить.
  • Праздновать даже небольшие успехи. Скажем, заказать вкусной еды и пригласить друзей, если справились с очередным этапом проекта и довольны собой.
  • Сравнивать себя настоящего с собой прошлым и отмечать прогресс — любой, а не только яркий и впечатляющий.

Искать или самому создавать группу поддержки:

  • Вступить в тематические сообщества и чаты в соцсетях.
  • Найти консультанта или ментора. Например, обратиться к психологу, если нужно избавиться от ограничивающих установок, к диетологу — если хочется похудеть, к редактору — если мечтаете написать и издать книгу.
  • Объединиться с людьми, у которых похожие проблемы и цели, поучаствовать в марафонах и челленджах.

Так рядом появятся люди, которые дадут ценный совет, посочувствуют, не позволят опустить руки и вдохновят на подвиги.