Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
9 января 2021

9 мифов об истории России, в которые стыдно верить

Собрали заблуждения о разных эпохах — от крещения Руси до хрущёвской оттепели.
Фото автора Андрей Вдовенко
Андрей Вдовенко

9 мифов об истории России, в которые стыдно верить

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

1. До крещения на Руси не было христиан

История России
Виктор Михайлович Васнецов. Фреска «Крещение Руси». Изображение: Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

По разным данным, крещение Руси князем Владимиром состоялось в 988, 989, 990 или 991 году. Традиционно датой начала истории Русской церкви принято считать 988 год. Но это не значит, что до этого на Руси не было христиан.

Ещё в 60‑е годы IX века, то есть во времена Рюрика, константинопольский патриарх Фотий I отправил на Русь миссионеров и епископа. Им даже удалось крестить часть киевлян. Эта миссия стала следствием неудачного похода росов на Константинополь в 860 году, после которого те обязались принять христианство.

Эти события даже называют «Первым крещением Руси», хотя, конечно, говорить о полноценном принятии христианства здесь не приходится. Ведь различные племена и города на территории древнерусского государства фактически не имели общего центра и власти — соответственно, христианская религия не получила широкого распространения.

Чуть менее века спустя часть дружинников князя Игоря при заключении договора 944 года с византийцами уже приносила клятву не перед языческими идолами, а в церкви.

История России
Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. Изображение: Wikimedia Commons

Первым же русским правителем, принявшим христианство, был не Владимир, а его бабушка княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в середине X века.

Впрочем, на звание первого христианского правителя в истории России может претендовать и Рюрик. Согласно одной из точек зрения, до прихода на Русь он был на службе у франкского короля Лотаря I и за крещение получил у него обширные земли на территории современных Нидерландов и Германии.

2. Александр Невский спас Русь

История России
«Бой Александра Невского с ярлом Биргером». Картина Алексея Кившенко, 1888 год. Изображение: Wikimedia Commons

По традиционным представлениям, в XIII веке Русь оказалась между двумя угрозами: монголами с Востока и рыцарями Ливонского и Тевтонского орденов с Запада. Князь Александр Ярославич, понимая, что с обеими опасностями государству не справиться, выбрал меньшую — монголов, так как они не принуждали православных отказываться от собственной веры. Сначала Александр разгромил шведов на реке Неве в 1240 году, а потом утопил немецких рыцарей в Чудском озере во время Ледового побоища 1242 года. За это князь получил прозвище Невский и статус спасителя Руси и православной веры.

Только вот сегодня такая версия событий подвергается значительной критике в сообществе историков. В действительности верифицируемых источников о жизни Александра Невского почти нет, и вокруг его персоны сформировался исторический миф. Во многом этому способствовал одноимённый фильм Сергея Эйзенштейна 1938 года.

Например, ряд историков считает, что Александра Невского нельзя по праву называть «солнцем земли русской», так как он сотрудничал с монголами, в результате чего их власть распространилась на север Русского государства — на Новгород и Псков. Также историки припоминают Невскому подавление антиордынских восстаний, из‑за чего, по их мнению, монгольское владычество затянулось на целых четыре столетия.

Нельзя сказать также, что Невский боролся с «католической угрозой». Скорее имела место борьба за передел земель в Восточной Прибалтике.

Например, уже после битвы на Чудском озере Александр в переписке с папой римским разрешил построить кафедральный католический храм в Пскове.

Также есть большие сомнения, считать ли Невскую битву и Ледовое побоище судьбоносными для Руси. Выход к Балтийскому морю у жителей новгородских и псковских земель был и раньше и сохранялся за Русью до XVII века. И до, и после Невской битвы шведы высаживались в юго‑восточной Прибалтике, а новгородцы совершали набеги на их земли. И хотя в русских источниках Невская битва явно считается более важной, чем Ледовое побоище, в шведских о ней нет никаких сведений.

Доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ Игорь Данилевский считает, что правильнее говорить об Александре Невском как о человеке своего непростого времени. О нём нельзя судить с помощью понятий XX–XXI веков, таких как «коллаборационист» или «национальные интересы» — хотя бы потому, что этой самой «нации» ещё не было. Александр Ярославич решал не судьбу России, а свои сиюминутные задачи. Но и предателем, конечно, его назвать нельзя, ведь с точки зрения современников он делал всё правильно.

3. Куликовская битва завершила владычество монголов над Русью

«Поединок Пересвета с Челубеем». Картина Виктора Васнецова
«Поединок Пересвета с Челубеем». Картина Виктора Васнецова, 1914 год. Изображение: PD‑art / Wikimedia Commons

Значение Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году, часто переоценивается. В сознании многих людей закрепились только её героические эпизоды: поединок Пересвета и Челубея, хитрый план князя Дмитрия Ивановича Донского и победа русских ратей над монгольскими полчищами. Но сражение на Куликовом поле точно не завершило владычества монголов над Русью, а его подноготная оказывается вовсе не такой героической.

Сначала стоит сказать, из‑за чего произошла битва. Дело в том, что Мамай, противник Дмитрия Донского, не был прямым потомком Чингисхана, а соответственно, не мог законно стать ханом Золотой Орды — одной из частей расколовшейся монгольской империи. Он был темником и, сосредоточив в руках значительную власть, присвоил себе часть территории, пока в Орде не было стабильности. Мамай стал вести себя как хан: раздавал ярлыки на княжение русским князьям, увеличил дань.

История России
Русские города посылают воинов в Москву. Деталь ярославской иконы «Сергий Радонежский с житием». Изображение: Wikimedia Commons

Дмитрий Донской отказался признать власть Мамая. Фактически русский князь выступал не против монгольского владычества в целом, а против неправомерных претензий и действий Мамая. Ни о каком освобождении тут речи быть не может: двумя годами спустя законный хан Орды Тохтамыш прошёл по Руси с разорительным походом и взял Москву. Власть монголов была восстановлена.

Однако Дмитрию Донскому удалось добиться того, что ханский ярлык стал передаваться русскими князьями по наследству.

Считается, что только 100 лет спустя Иван III окончательно покончил с подчинением русских правителей Орде после стояния на реке Угре в 1480 году. Впрочем, и эта дата весьма условна. Тот же Иван III, занятый войной с Литвой, в начале XVI века был готов возобновить выплаты Большой Орде. А другие осколки Золотой Орды (например, Крымское ханство) угрожали русским границам вплоть до XVIII века.

Нельзя сказать и того, что на Куликовом поле состоялась первая победа русских войск над монголами. За два года до неё произошло сражение на реке Воже, в которой князь Дмитрий разбил войско Мамаева военачальника Бегича.

4. Иван Грозный был самым жестоким правителем своей эпохи

Иван Васильевич IV Грозный получил своё прозвище не зря: на время его царствования пришлись две войны и опричнина, а после его смерти случилась жестокая и страшная Смута. Казни, пытки, нечеловеческая жестокость и убийство собственного сына — такой нам представляется эпоха правления первого русского царя.

И нужно сказать, что для этого есть причины: вторая половина царствования Ивана IV была омрачена настоящими зверствами. На Красной площади проходили массовые казни, во время пыток людей попеременно обливали кипятком и холодной водой, с них живьём снимали кожу, взрослых и детей топили.

История России
«Иван Грозный и тени его жертв». Картина Михаила Клодта. Изображение: Государственный музей Ставрополя / Wikimedia Commons

Анализ синодиков — поминальных грамот по всем, кого казнил царь, составленных по приказу Ивана Грозного перед смертью, — показал, что за всё время его правления было казнено около 4–5 тысяч человек. Скорее всего, эти данные сильно занижены. Более справедливые числа — 15–20 тысяч человек.

Конечно, нельзя оправдать жестокости первого русского царя, но всё это было вполне в духе того времени. Например, во Франции во время событий Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года), учинённой Екатериной Медичи, католики уничтожили от 10 до 30 тысяч гугенотов. Также Ивана Грозного нередко сравнивают с королём Англии Генрихом VIII, тоже правившим в XVI веке. Число жертв правления Генриха оценивается в 57 тысяч человек, и в их число входят советники и жёны короля.

5. Освоение Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока было мирным

Историко-этнографическая карта Сибири XVI века. Иллюстрация Георгия Лучинского в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Историко‑этнографическая карта Сибири XVI века. Иллюстрация Георгия Лучинского в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Изображение: Wikimedia Commons

Начало освоения восточных территорий нынешней России совпало с эпохой Великих географических открытий и колонизации Америки странами Западной Европы. Зачастую эти процессы противопоставляются — как мирный и захватнические соответственно. Однако всё не так просто.

Начнём с того, как вообще начался процесс «освоения»: казачий атаман Ермак Тимофеевич в 1580–1584 годах развязал войну с сибирским ханом Кучумом.

Поздние события тоже не были мирными. Военные экспедиции русских землепроходцев в 1640‑х годах опустошили левобережье Амура. Первая встреча русских с чукчами летом 1642 года окончилась боем после отказа последних платить ясак — дань пушниной. В следующем XVIII веке между российской администрацией и народами Крайнего Севера (чукчами, юкагирами, коряками) шла 50‑летняя война. Эти бои были одними из самых кровопролитных.

Поэтому о мирном присоединении Сибири говорить не приходится.

6. Россия не вела завоевательных войн

Один из самых распространённых мифов об истории России гласит, что все войны, которые она вела, были оборонительными. Но это не так.

Например, как писалось выше, правители Древней Руси совершали походы на Константинополь (Царьград) и его земли ещё в самом начале российской истории: в 860, 907, 941–944, 988, 1043 годах.

История России
Поход князя Игоря на Царьград. Радзивилловская летопись. Изображение: Wikimedia Commons

Казанский и Астраханский походы, а также Ливонская война Ивана Грозного также были завоевательными. Опять же нельзя забывать здесь о походе Ермака и дальнейших продвижениях русских землепроходцев.

Сюда же стоит отнести многочисленные походы русских князей на Волжскую Булгарию (территорию нынешнего Татарстана), многие русско‑турецкие войны, продвижение российских границ в сторону Средней Азии и Кавказскую войну (1817–1864 гг.), российскую интервенцию в Китай во время Ихэтуаньского, или Боксёрского, восстания (1900–1901 гг.) и в Персию (1909–1911 гг.), а также Советско‑финляндскую войну (1939–1940 гг.).

7. Екатерина II продала Аляску

Знаменитый миф о том, что Екатерина II Великая продала Аляску США, можно услышать даже в песне группы «Любэ», но к реальности он не имеет никакого отношения.

Первыми европейцами, увидевшими берега Аляски, скорее всего, были русский путешественник Семён Дежнёв и его спутники, которые в 1648 году проплыли по Берингову проливу. Повторное «открытие» Аляски произошло уже при Петре I в начале XVIII века, а с 1740‑х годов в «Русской Америке» появились первые поселения. Была основана специальная Российско‑Американская компания, которая вела добычу пушнины на почти необжитой территории.

История России
Карта русских морских открытий в Северной Америке на 1802 год. Изображение: Library of Congress / Wikimedia Commons

Ко второй половине XIX века стало ясно, что содержание удалённых заморских территорий не оправдывает себя. В России практически не было железных дорог, и восточные рубежи были фактически не защищены от возможной атаки из Канады или США. Поэтому зимой 1866–1867 года, через 70 лет после смерти Екатерины II, император Александр II утвердил план продажи Аляски. В марте был подписан договор с США, и заморская территория была продана за 7,2 миллиона долларов.

Так что знаменитая российская императрица к этому не имеет никакого отношения.

8. Большевики свергли императора Николая II

Многие думают, что большевики и Владимир Ленин в 1917 году свергли императорскую власть в России и положили конец самодержавию в стране. Но это не так.

Большевики пришли к власти в результате переворота в октябре 1917 года — Октябрьской революции. Николай II же отрёкся от престола в ходе Февральской революции, которая случилась восемью месяцами ранее.

История России
Отречение от престола Николая II, 2 марта 1917 года. Изображение: Государственный исторический музей / Wikimedia Commons

Неудачи России на фронтах Первой мировой войны и недовольство царской внутренней политикой привели к стихийному восстанию в Петрограде (Петербурге) в феврале — марте 1917 года. Генералитет встал на сторону восставших и предложил Николаю II подписать отречение от престола, что тот и сделал. В России было установлено республиканское либерально‑демократическое Временное правительство.

С большевиками же связан расстрел Николая II и его семьи в 1918 году во время Гражданской войны.

9. Никита Хрущёв вошёл в историю только благодаря своим эксцентричным выходкам и кукурузе

История России
Никита Хрущёв, Валентина Терешкова, Павел Попович и Юрий Гагарин на трибуне мавзолея, 22 июня 1963 года. Фото: Архив РИА Новости / Wikimedia Commons

Существует стойкое представление о Никите Сергеевиче Хрущёве как о забавном и недальновидном политике, стучащем по столу ботинком на заседании ООН и засадившем полстраны кукурузой. На самом деле есть причины думать иначе.

Во‑первых, именно Хрущёв на XX съезде КПСС прочитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором критиковал стиль управления страной Иосифа Сталина, его политику террора. При Хрущёве во внутренней политике СССР случилась «оттепель»: государство стало меньше «закручивать гайки» и больше сосредоточилось на улучшении условий жизни своих граждан.

Во‑вторых, качество жизни советских людей при Хрущёве действительно повысилось: многие впервые смогли приобрести собственное жильё, произошёл взлёт культуры и искусства, был принят закон о всеобщем пенсионном обеспечении. Не стоит забывать и о технологических достижениях: именно при Хрущёве советские ракеты полетели в космос.

В‑третьих, на время нахождения у власти Хрущёва пришёлся один из самых опасных моментов человеческой истории — Карибский кризис 1962 года. Тогда ядерное противостояние СССР и США могло перерасти в полноценную ядерную войну. Но руководство СССР пошло на взаимные уступки с кабинетом американского президента Джона Кеннеди, и кризис миновал.

Конечно, в правлении Хрущёва есть и отрицательные вехи вроде расстрела демонстрации в Новочеркасске, антирелигиозной кампании, преследования художников‑авангардистов или пресловутой кукурузной эпопеи, но в любом случае оно не заслуживает осмеяния.

Читайте также
🧐
9 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться
«Это Спарта!»: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки
12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
10 мифов о древнем мире, в которые многие почему-то верят до сих пор
12 заблуждений о мире вокруг, в которые все почему-то верят
Обложка: картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Wikimedia Commons
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

30 nedorogih novogodnih podarkov

30 недорогих новогодних подарков

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это интересно
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Реклама
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии
R0Mi0
09.01.21 18:30
Вперемешку быль и ложь
Sergei F
09.01.21 18:52
Определять царя Ивана Грозного, как вполне себе безобидного правителя - новый патриотический тренд.
Alex Ponomar
10.01.21 09:02
Где вы это вычитали?
Sergei F
10.01.21 09:57
Мы услышали сие утверждение неоднократно из уст самых одиозных бойцов пропагандистского фронта типа Соловьева. Главный аргумент которых (он же приводится и в статье) - "А вот на Западе...", дальше идут перечисления зверств французских королей, английских пэров, да американских плантаторов. То есть по вашей патриотической логике, если некий условный плантатор лично казнил 100 рабов, то царь Иван теперь вовсе и не Грозный? И Новгородской ереси (например) вроде как и не бывало?
Alex Ponomar
10.01.21 10:07
Во-первых, логика она логика и есть, и здесь она совершенно не при чем. Во-вторых в патриотизме как таковом ничего плохого нет. То, что сейчас его оккупировали подлецы разных мастей, вызывает сожаление. В-третьих, Новгородская ересь (например) относится к периоду примерно за 80 лет до начала правления Ивана Грозного. Вы, видимо, имеете в виду Новгородскую резню.
Михаил Бирюков
10.01.21 13:46
Sergei F, это ваша патриотическая логика. И она основана на искажении высказываний других людей. Скажите, где Соловьёв соврал? Разве он сказал неправду, про зверства французских королей, английских пэров, да американских плантаторов? Соловьёв, не оправдывал И. Грозного а только сравнивал его с другими (иноземными) правителями, и эти сравнения вдруг вас так огорчили. Что с вами случилось, почему эти сравнения вы называете пропагандой? Вы что никогда не слышали о "варфоломеевской ночи"? Не знаете сколько на Американском контененте было уничтожено коренного населения? Но виноват во всём этом, Иван и Соловьёв!
Alex Ponomar
10.01.21 14:04
Все, что публично произносится ртом пропагандиста является пропагандой.
Михаил Бирюков
10.01.21 15:00
И ртом и письмом и изображением. А пропагандист это тот кто пропагандирует. А Соловьёв дискутирует, он приводит факты и предлагает их обсуждать. Но сам иногда срывается и вносит в своё шоу элементы пропаганды (он не святой... Как и все мы).
Alex Ponomar
10.01.21 19:43
Дискутирует? Ор на собеседника это не дискуссия.
Михаил Бирюков
10.01.21 22:34
Иногда надо подогреть публику, расшевелить участников, тогда и шоу будет интересней. И зрителям нравится когда возникают острые споры. Соловьёв не политик, он шоумен, он старается сделать своё шоу интересным для зрителей, правда иногда переходя рамки приличия вспомните сколько раз он выгонял из студии Ковтуна. (Не стреляйте в пианиста он играет как умеет).
Alex Ponomar
11.01.21 10:21
Он не шоумен, он стремная сторожевая собака конкретных хозяев. Отвратительный лицемер, хам и манипулятор. Оправданий ему нет и быть не может.
Вымышленное
08.06.25 14:36
Михаил Бирюков, я с вами в этом полностью согласен, Соловьев это хам, он не достоин называться даже шоюменом, мне он не интересен.
Вымышленное
08.06.25 14:32
Ну почему вы считаете, что у Соловьёва присутствуют элементы пропаганды, может это просто его личные взгляды на картину истории. Я не в полной мере поддерживаю Соловьёва, но и вот так на вскидку охаивать его по меньшей мере не прилично. Каждый имеет право на своё мнение.
Вымышленное
08.06.25 14:26
А на чём вы основываете свои определения, кто ваш оппонент пропагандист или просто человек, который пытается отстоять свою версию в истории.
Sergei F
11.01.21 07:09
Таки разные бывали ночи, Варфоломеевская, Хрустальная, Длинных Ножей... Вопрос. Зачем условный Соловьев вообще бросился сравнивать деяния царя Ивана со зверствами королей европейских? Ему же до них нет никакого дела, он же Патриот. Ответ. Как всегда, вместо того, чтобы просто признать (как американцы в случае с коренными племенами) что царь Иван заколбасил толпу народу просто так, он тычет пальцем в Европу (а вот они..!) и одновременно объясняет, что цифра жертв царя русского очень сильно завышена, и кто ее так завысил. Это и есть пропаганда самого низкого пошиба.
Михаил Бирюков
11.01.21 12:43
Sergei F, Соловьёв давным давно (ещё в школе) признал что царь Иван заколбасил толпу народу. Он никогда даже не оспаривал этот факт. Но вам почему то этого мало? И при первом удобном случае вы опять начинаете утверждать что: (4. Иван Грозный был самым жестоким правителем своей эпохи). Зачем вы это делаете? Для чего пытаетесь распространить эту ложь? Вот Соловьёву и приходится напоминать вам что кроме Ивана Грозного были и Другие не менее, а даже более жестокие правители. И этот факт вам не нравится, потому что он противоречит вашему пропагандистскому утверждению что Иван Грозный был самый самый и других вообще не было. А также меня удивляет что на Украине начали изучать историю, я думал что все эти исторические вопросы вы в школе изучаете.
Sergei F
11.01.21 12:53
Заход в чётамухахлов порадовал весьма. Как и "мои пропагандистские утверждения". Только не совсем понятно, зачем меня туда селить туда, где меня нет? Да, и где у меня про "самого жестокого правителя эпохи"?
Михаил Бирюков
11.01.21 13:30
Sergei F, почитайте статью которую мы с вами обсуждаем, она называется: (9 мифов об истории России, в которые стыдно верить). Почитайте миф под номером 4. Он называется (4. Иван Грозный был самым жестоким правителем своей эпохи). И постарайтесь определится, вы здесь или вас здесь нет? А я просто попытался ответить вам на ваш вопрос (Зачем условный Соловьев вообще бросился сравнивать деяния царя Ивана со зверствами королей европейских?)
Михаил Бирюков
11.01.21 16:08
Кто поднял вопрос про Ивана Грозного? Давайте вспомним. (Sergei F 09.01.21 18:52 Определять царя Ивана Грозного, как вполне себе безобидного правителя - новый патриотический тренд.)
Борис Попов
11.01.21 16:43
Действия условных Соловьёвых-Киселёвых обусловлены моральной ситуацией в государстве. Хрустальную ночь устроил не Гитлер, а немцы. Авторитарная власть всегда найдёт приспособленцев, готовых отработать 30 сребреников.
DKwA
11.01.21 15:12
Никто не говорил, что Иван Грозный вовсе не Грозный (хотя кстати, если я не ошибаюсь, это прозвище, назовем его так, закрепилось за ним значительно позднее, чем он правил), в статье говорилось, что в других странах были и более масштабные казни. Это совершенно не означает, что та жесть, которую творил Грозный, вовсе нее казни, а так, фигня. Нет, конечно же не фигня, просто в других странах были и более жесткие казни, вот и все, больше это не означает ничего. Не нужно сидеть и выдумывать то, что человек (автор статьи) не говорил. И патриотизм тут не причем вовсе. Хотя по поводу Соловьева соглашусь, этого поцреота я вообще не могу нормально слушать, какой-то болван, ведет себя абсолютно по хамски, так помимо этого еще и бред несет, вместе с пропагандой.
Вымышленное
08.06.25 14:55
Читая все ваши мнения, у меня возникла мысль-вопрос, почему Иван IV, получил прозвище Грозного уже гораздо позже своей смерти, этот вопрос относится и к многим другим великокняжеским особам. Почему же современники не дали такое определение Иван IV - Грозный, возможно для них он и не был вовсе грозным? Может ответ в том, что их и называли не по их фактическим деяниям, а как было выгодно в то время тем кто этот бренд ввёл в обиход истории. А что производились публичные казни, так это тренд того времени во всех странах. Если по таким критериям давать "погоняла" (извините за сленг), тогда их можно приклеить почти ко всем правителям княжества-государства-страны.
DKwA
09.06.25 11:22
На самом деле может быть, что это было дано уже в угоду политическим веяниям того времени. Ну условно, как с Николаем 2, которого прозвали кровавым. Ну будем честны, если бы он действительно был кровавым не было бы ни революции, ни тех, кто его так прозвал. Никаким кровавым его конечно назвать нельзя, ибо был он настолько слабым деятелем, что скорее уж тряпкой можно назвать. Как политик он был довольно слабым, слушал всех кого мог и слишком сильно боялся разочаровать очередного брата-свата, которого назначил на должность, которую тот не может занимать. Кровавым же его назвали просто приплетая те неудачные события, связанные с отсутствием нормального контроля за действиями своих людей, слабостью, слабым интересом к государственным делам и вообще-то не такое уж хорошее понимание обстановки в стране. Но это не кровавость, действительно кровавый человек не допустит ровным счетом ничего из того, что было. С Иваном Грозным может быть и аналогично, попросту пропаганда. Хотя справедливости ради казнил он все же многих и размах у него был не малым и по тем временам, до создания целых карательных отрядов держащих в страхе буквально всех и устраивающих беспредел, доходили совсем не все правители и не во всех странах. Так что да, конечно некоторая жестокость в те времена была нормой, но сомневаюсь, что такая.
Вымышленное
08.06.25 14:22
Возможно он и Грозный (в смысле кровавый диктатор), не знаю я тогда не жил и своими глазами не видел, но и твёрдо утверждать, что Иван Грозный по оценкам того времени был такой весь кровавый вы тоже не имеете права. История это не математика - наука не точная и что либо утверждать нам нельзя, возможно строить более близкие вам по сути версии и не более того.
Sergei F
09.06.25 06:34
Ну все, история выброшена из списка наук, ибо неточна и бездоказательна, то ли дело доказательная медицина. А утверждать я имею полное право, ибо таково мое мнение, основанное на выводах. Так же я с удовольствием ознакомлюсь с выводами Вашими.
Shketic M
28.12.24 14:35|изменено
А что вас удивляет? За все время его правления, включая "кровавую опричнину" было уничтожено в несколько раз меньше, чем за одну только Варфоломеевскую ночь, когда гуманная Европа вырезала просто инаковерующих. Т.е. ты не правильно веришь в бога - будешь зарезан. Причем многие почему-то забывают, что Грозный - это не жестокий, а радеющий за страну и беспощадный к ее врагам.
Юрій Солдатко
09.01.21 19:01
Опровергли мифы с помощью других мифовВот как надо https://hs3enmn4tgzixz4ft6kxphmzyi-adwhj77lcyoafdy-garmatny-blogspot.translate.goog/2021/01/blog-post_9.html?m=1
Alex Ponomar
10.01.21 09:01
Нет, вот так точно не надо.
DKwA
11.01.21 16:14
Вот так точно не нужно опровергать мифы. Как минимум потому что государства Московия не существовало никогда в жизни. Да, иногда её некоторые может быть так называли, но тем не менее нет и не было такого государства как Московия, кстати как и Украины-Руси. Я понимаю, что вы патриот Украины, это похвально, но историю переписывать не нужно.
Ernest Kuryliuk
09.01.21 19:41
и когда же Русь это Российская история? не врите
Наталья Скорнякова
10.01.21 01:34
И почему же это не российская история? Даже в школьной программе и восточнославянские племена, и Древнерусское государство рассматриваются в рамках истории России
Ernest Kuryliuk
10.01.21 01:47
Ну знаете, в любой стране могут так смотреть. Но это не значит, что эта страна будет наследником. Наследниками Руси есть Украина и Беларусь
Alex Ponomar
10.01.21 08:59
Это не значит, это вы так смотрите :)
Ernest Kuryliuk
10.01.21 13:40
это значит. Почитай нормальные исследования, и поймёшь, о чем я
Alex Ponomar
10.01.21 14:02
Какие, например?
Ernest Kuryliuk
10.01.21 14:42
https://youtu.be/2cx04_eg1VY
Alex Ponomar
10.01.21 15:35
Вы предлагаете почитать видеоролики? Где исследования-то?
Ernest Kuryliuk
10.01.21 15:38
ок, посмотрите ролик, а если хотите придраться к словам - поздравляю, вы придрались к словам
Alex Ponomar
10.01.21 18:55
Где исследования, повторяю? :)
Ernest Kuryliuk
10.01.21 18:59
Какие тебе исследования? в видео все подробно обьясниидм
Alex Ponomar
10.01.21 19:07
И почему я должен верить этому дяде?
Ernest Kuryliuk
10.01.21 19:11
Ну как минимум потому, что он наводит хотя бы какие то факты
Alex Ponomar
10.01.21 19:15
«Наводит на факты», что на территории Украины уже 30 лет занимаются альтернативными трактовками общей истории и в конце концов вырастили поколение, которое трактует не именно так, а не иначе ¯\_(ツ)_/¯
Борис Попов
10.01.21 19:52
В России этим занимаются 300 лет. Обыватели в экстазе. :)Довольно странно указывать на это в теме "9 мифов об истории России, в которые стыдно верить", написанной украинцем, на сайте другого украинца.
Alex Ponomar
11.01.21 00:06
Если подумать, то нет, не странно.
Ernest Kuryliuk
10.01.21 14:42
https://youtu.be/5Zna0WTzFtY
Вымышленное
08.06.25 15:06
Ernest Kuryliuk, вы так уверены, что то что вы читали нормальные исследования, истина воплоти?
Леонид Яценко
14.01.21 06:06
Русь была переименована в Украину после Батыя при трансформации структуры государства для более эффективной войны с ордой, том числе с улусом московией. Небольшие части территории Руси сейчас находятся в рамках Беларуси и так называемой "россии" но это не дает им основания быть какими либо "наследниками" это страны захватчики. Кроме этого, орда (улус московия) в 1721 г. украла у Украины русский язык, историю, религию и даже само свое название для мимикрии под нормальную страну. Иначе на западе никто даже на порог не пускал, улуснику Пете пришлось жить у мастеровых людей, никто даже в его сторону не посмотрел. В ваших учебниках и публикациях сплошное вранье. Учите свою реальную историю.
Alex Ponomar
14.01.21 09:34
Лёня, а откуда у вас такие познания, где, где можно припасть к источнику такой невероятной мудрости? Не книги ли это о попаданцах в духе «Сталин в мире меча и магии»?
Сергей Сергеевич
17.01.21 14:42
Учите свою реальную историю. --- СТОН Вам в ответ ! Напишыти йийо риальнуйу -- и будим учить. Где йийо щас ескать???????
Dim Yan
28.01.21 15:08
"украла у Украины русский язык". Русский, украинский и белорусский – родственные языки, произошедшие от древнерусского языка (так же специально для истеричных националистов называемого древневосточнославянским или общевосточнославянским) Вы таблетки забыли принять? Выкатили просто полный набор лженаучного бреда. Будьте внимательнее в будущем и не пропускайте приём лекарств. Берегите себя.
Борис Попов
28.01.21 15:25
Они были таковыми до середины XIV века. А потом каждый пошёл своей дорогой. Строго говоря, почти все языки в Европе являются родственными, потому что относятся к индоевропейской языковой семье.
Dim Yan
28.01.21 15:26|изменено
С этим я и не спорю, они разошлись, насколько я помню, в XIV-XV веках. Но никто ни у кого язык не воровал :) А так, да, все языки – родственники, но с остальными древнеславянский и праславянские уже очень давно разошлись.
Борис Попов
28.01.21 15:29
"Украли" название (причём совсем чужое), историю (до XIV века), религиозную администрацию.
Dim Yan
28.01.21 15:30
Так, началось. Это вам в другой кабинет, уважаемый пациент. Я веду диалог только в рациональном ключе, с фактами и аналитикой, и с психически здоровыми людьми.
Борис Попов
28.01.21 15:32
Только ключ у Вас какой-то избирательный. Здесь читаем, здесь не читаем, а здесь рыбу заворачиваем. :)
Alex Ponomar
28.01.21 16:53
Как можно украсть религиозную администрацию? Попов вывезли с мешками на головах и принудительно заставили окормлять паству на новых территориях?
Вымышленное
08.06.25 15:22
Да как понять то, как можно украсть язык?
Вымышленное
08.06.25 15:19
Леонид Яценко, я бы с вами согласился, но представьте себе не могу найти источники подтверждающие ваш взгляд на историю Украины, Белоруссии и России, как вы можете утверждать да со стопроцентной вероятностью того, чего не видели сами и не читали в исторических первоисточниках. Я сам хотя и не рождён на Украине, но являюсь этническим потомком своих предков переехавших с Западной Украины в поисках свободных земель, а вот это я слышал от первого лица. Я и сейчас Украинцев и Белорусов считаю братскими народами, а в официальной истории сильно сомневаюсь, но то что пишите вы........???????
Вымышленное
08.06.25 15:05
Ernest Kuryliuk, не пишите бред, Россия, Украина и Белоруссия это единая в прошлом страна, надеюсь вы это не будете оспаривать, а посему, как Россия, так и Белоруссия с Украиной это единое целое наследие древней Руси.
Борис Попов
10.01.21 15:19
Представьте, что в школах США в рамках истории США рассматриваются саксонские и нормандские завоевания Британии. :) История Московии (Московского княжества) начинается с присвоения Москве статуса столицы. Возвышению Москвы способствовал перенос кафедры киевского митрополита Петра (митрополит Киевский и всея Руси) из Владимира в Москву в 1325 году. Так называемое "Русское государство" появится только в конце XV века при Иване III.
Наталья Скорнякова
10.01.21 18:13
Представьте, что на протяжении какого-то периода у нескольких народов были общая территория, общие правители и общий язык. Почему история Древней Руси не может быть частью истории и России, и Украины, и Беларуси?
Ernest Kuryliuk
11.01.21 09:34
потому что это история Украины и Беларуси, но никак не России
Alex Ponomar
11.01.21 14:38
Это вы там у себя решили, но это не значит, что ваша точка зрения является единственно верной.
Ernest Kuryliuk
11.01.21 15:30
тоже самое скажу и вам
Alex Ponomar
11.01.21 15:36
Мне подходит, на том и разойдемся? :)
Вымышленное
08.06.25 16:24
Ernest Kuryliuk, в ваших суждениях звучит национал-социалистическая (фашистская) симфония, для меня национал-социализм это тупое возвеличивание одной нации при этом принижая все остальные. Но ваши теории наоборот принижают историю Руси (России + Белоруссии + Украины), вы способны на любые высказывания, ну лишь бы уколоть Россию. Неужели вам самим не обидно, что ваша Русь, по вашим же измышлениям, имела такую короткую самостоятельную историю и долгое время находилась под польско-литовским игом и только в Советской России получила свою государственность. Не хотелось бы верить, что украинское большинство солидарно с вами, а если это так, тогда я поверю (а пока я не верю) на распространение бандеровщины и зарождение фашизма на вашей и моей этнической родине. Вы не патриот своей страны, а псевдопатриот. Я не понимаю откуда столько ненависти к России, ну даже если и придерживаясь ваших умозаключений, Россия что то и сделала негативное в истории отношений, то тогда лично мне и российскому народу надо ненавидеть монголов и предъявлять им за татаро-монгольское иго, так же французов - за их Наполеона, немцев - за фашизм. Надо жить сегодняшним днём и современные народы не должны отвечать за историческими действиями их предков, а опираясь на негативные факты своей истории не повторять ошибки прошлого, жить в мире и сотрудничестве всех и со всеми народами. Вы уже как человек и оппонент для меня конченые, это я пишу не для вас, а для других людей, что бы они задумались, что бы политики и политика не искажали их внутренний мир.
DKwA
11.01.21 15:03
А ничего, что Украина и Беларусь появляются в принципе значительно позже. Так что эта земля и России и Украины и Беларуси на тот момент времени. Тогда в принципе не было таких государства как Украина и Беларусь, кстати как и Россия, тогда была Русь. Так что глупости не говорите и читайте лучше учебники, а не слушайте дураков на youtube и да, видосик на youtube это никак не исследование. Вот прямо совсем и близко не исследование. Исследование это то, что опубликовано в каком-то научном журнале, в нормальном случае рецензируемом, то на что можно сослаться в работах, на видосик какого-то блогера сослаться никак нельзя, любой блогер может говорить, что ему захочется, это вообще не связано с наукой никак. И да, в то время в состав Древней Руси входило множество различных городов, которые на данный момент входят в состав России, да и в принципе входили в состав России большую часть времени. Так что не говорите глупости, это история России, Украины и Беларуси, но никак не только Украины и Беларуси.
Sergey Youhim
11.01.21 15:10
Что такое "древняя русь"? Киевскую Русь знаю. Древнюю незнаю.
Alex Ponomar
11.01.21 15:37
Это отечественный политический новодел, после 2014 года российскую историю решили отвязать от слова Киев :)
Борис Попов
11.01.21 16:56
И сколько таких новоделов было за 300 лет! :)
Александр Нафф
07.04.21 19:56
Если и решили отвязать, то в массовом сознании, а для историков это никогда не было секретом
11.01.21 15:43
Комментарий удален
Борис Попов
11.01.21 16:58
Да, Киев - столица и исторический центр современного государства Украина. Вы про Римскую Италию слышали?
Михаил Бирюков
11.01.21 17:04|изменено
Борис Попов, я где то слышал что Киев мать городов каких-то, наверно Украинских.
Борис Попов
11.01.21 17:14
Советую ознакомиться с первоисточником. ;) Берлин - мать городов английских.
Alex Ponomar
11.01.21 19:02
Вы не поверите https://ru.wikipedia.org/wiki/Италия_(римская_провинция)
Александр Нафф
07.04.21 19:55
Но до 1917 г Украины не было, как, впрочем, и украинцев.
Alex Ponomar
08.04.21 13:40
Эдак можно сказать, что и России и россиян до 1991 года не было ¯\_(ツ)_/¯
Дмитрий Забиров
10.03.21 08:00
Наверняка такая была украина=окраина, и располагалась она на самой дальней периферии Киевской Руси. Где нибудь в районе будущей Москвы.
07.04.21 20:01
Комментарий удален
Дмитрий Забиров
22.04.21 05:24
Как не существовало? Был конгломерат княжеств, с великокняжеским престолом (столицей) в городе Кеве. Эт государство историки называют "Киевская Русь".
Вымышленное
08.06.25 16:39
И только историки так называют, на весь исторический период фактически называлась только Русью без каких либо приставок. И ели бы СССР не разделили как союз равноправных республик, а оставили, как при царском режиме, губернской составляющей страны, тогда сейчас мы бы жили в мире и дружбе.
Вымышленное
08.06.25 16:35
Была в истории Киевская, Владимирская и тд. и тп. Русь, это наименование по городам имеющим на тот период главенствующий статус на Руси и то наименование чисто для обозначение в научной среде исторического периода развития Руси, а не её национальная составляющая.
DKwA
11.01.21 16:01
Да какая разница? Ну типа можно назвать её древняя, можно Киевская, не вижу большой разницы. Пусть будет Киевская Русь.
Вымышленное
08.06.25 16:29
Sergey Youhim, а что такое Киевская Русь, это научный термин введенный в обиход, точно не помню, в веке 18-м, а вот Древняя Русь это историческое обозначение временного государственного образования. Я просто поражен, что есть настолько тёмные люди, а по другому не оценить такое высказывание.
Володимир Гук
11.01.21 16:46
так и россии тогда небыло (московия - была)...
Alex Ponomar
11.01.21 19:03
Где в русских исторических хрониках упоминается Московия?
Володимир Гук
11.01.21 19:09
Московское княжество было до того, как оно-же само узурпировало право называть себя Русью...
Alex Ponomar
11.01.21 21:11|изменено
Вы понимаете разницу между Московией и Московским княжеством?
Борис Попов
11.01.21 21:24
Мы рассматриваем два неаутентичных названия приблизительно одного субъекта. :)"Иван III Васильевич - великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси (титул московских великих князей).""Великое княжество Московское — средневековое русское княжество, существовавшее с 1263 по 1478 годы. Первоначально удел Великого княжества Владимирского, соперничавший с другими удельными княжествами за великокняжеский ярлык, выдаваемый ордынскими ханами."Какой из терминов правильный: Россия или Российская федерация?
Alex Ponomar
12.01.21 02:37
Повторю ещё раз. Назовите хоть один отечественный источник, который использует слово «Московия» как самоназвание.
Вымышленное
08.06.25 16:43
Alex Ponomar их нет, это вымысел.
Вымышленное
08.06.25 16:45
Московия это название пользовавшееся в обиходе того времени,как во времена СССР - совок. Какой дебил станет утверждать, что СССР не было, а был Совок?
Александр Нафф
07.04.21 20:05
Московией Московское княжество называли иностранцы. Московское Княжество по мере собирания русских земель и расширения влияния стало Русским государством в конце XV века. При этом территория бывшей Киевской Руси попала под власть Польши и Литвы, то есть утратила суверенитет. Русское государство с центром в Москве его с момента своего основания никогда не теряло
Вымышленное
08.06.25 16:41
Да не Московия, а Московское княжество. Может хватит ересь нести и подъигрывать украинским националистам.
Дмитрий Забиров
10.03.21 07:59
А Белоруссия и Украина разве не входили в состав Руси?
Борис Попов
24.03.21 15:46
География не совпадает. :) Почему история Германии и Италии не может быть частью истории Великобритании?
Александр Нафф
07.04.21 20:07
Зато может быть частью истории Великой Римской Империи германской нации. Или Австрии, позже Австро-Венгрии.
Alex Ponomar
10.01.21 18:56
Забавно, как по одному слову видно, в какой школе учился человек и какой учебник истории читал.
Володимир Гук
11.01.21 19:11
да, в школе учился с 1971 по 1981 годы и в качестве истории мне навязывали взгляд и трактовку событий коммунистов... но не думал, что это вас так будет волновать... :-)
Борис Попов
11.01.21 19:18
Кое-где коммунисты навязывают до сих пор. Поэтому нет ничего удивительного в убеждениях их воспитанников. Ни открытие границ, ни тотальная доступность информации (интернет) не повлияли на их взгляды. Сладкий обман для многих приятнее горькой правды.
Борис Попов
11.01.21 19:12
Забавно, что большинство им и ограничилось. :)
Вымышленное
08.06.25 16:47
Мало читать учебники, надо уметь думать и анализировать. Я вот тоже учился на советских учебниках, но во многом не согласен с тем, что мне преподавали.
Тарас Атавин
14.01.21 05:16
История Московии начинается с князя-сепаратиста.
Вымышленное
08.06.25 16:49
Тарас Атавин, а кто это князь-сепаратист, просветите пожалуйста, это что то новое!
Дмитрий Забиров
10.03.21 07:58
Т.е. до 14 века митрополит Киевский и всея Руси существовал, а Руси не существовало?
Борис Попов
07.04.21 20:03
Русь существовала. Киев - её столица. :)
Вымышленное
08.06.25 16:53
Да киев после тат.-монгольского нашествия и до возвращения в состав Российской империи никогда и не был столицей Украины как и самой Украины. Столицей он стал благодаря Советской России.
Тарас Атавин
14.01.21 05:15
А правильно будет даже правление императора Петра рассматривать в рамках истории Руси. Россия – часть никуда не девшейся Руси, а не наоборот.
Леонид Яценко
14.01.21 06:26
Многолетний алкоголик и сифилитик Петр самозванец, владелец ярлыка на сбор дани с Руси-Украины. Переименовывать часть улуса Джучи под названием "московия" в так называемую "россию" не имел никакого права. Это мог сделать только хан орды, в то время это был крымский хан. Поэтому никакой "россии" попросту не существует. Это попросту самозванство. Поскольку Катя отравила крымского хана то по законам орды она сама стала ханом и таким образом так называемая "РФ" на самом деле это орда. Но поскольку никаких указов о переименовании улусов в "россию" она не издавала, то и это название юридической силы не имеет.
Alex Ponomar
14.01.21 09:31
В вашей голове очень интересные вещи творятся, не на одну диссертацию.
Dim Yan
28.01.21 15:09
По психиатрии, ага :)
Вымышленное
08.06.25 17:26
Может мне и правда по психиатрии диссертацию начинать, этого материала вполне хватит.
Сергей Сергеевич
17.01.21 14:52
Даже в школьной программе -- это означает, что все академики ориентируйуца на первоисточник -- школьнуйу программу ?
Тарас Атавин
14.01.21 05:13
А чья? Английская? Врёшь здесь ты.
Холитан Хар Амп
02.05.23 20:46
Действительно, фальсификат "Русь" принадлежит Кыеву с 19 века. Владимирская земля изначально носила название - Русиа. Историческая пустышка Kioff присвоил себе великую историю Владимира Суздальского, и даже трезубец. Крепость Kioff основана не ранее середины 16 века. Воровство чужой истории у кыевлян в крови.
Тайный Пурпурный Ежик
09.01.21 21:29
Миф о миролюбивости России до 20 века, у меня лично вызывал всегда когнитивный диссонанс. С одной стороны все вокруг твердили, что Россия всегда только оборонялась. И в это очень хотелось верить. С другой - сравниваешь карты начала 17 века и конца 20... Да ну нафиг! )))
Александр Орлов
11.03.21 17:22
посмотри более ранние карты с начала династии рюриковичей и государстве тартарии.
Татьяна Байкова
13.05.21 18:08
не надо завидовать и народ к тебе потянется- зависть , как жир из всех щелей лезет
Alex Ponomar
13.05.21 23:57
А в чем зависть-то?
DKwA
08.03.25 02:03
Ну стоит отметить, что миролюбивость любых государств вещь спорная. Россия вела себя как совершенно типичная империя, кем она и являлась. И соответственно не редко прибегала к силе для отстаивания своих интересов (ну либо не отстаивания, а утверждения новых интересов, что для любых империй тоже было нормой). Ну типа да, глупо спорить, что Россия вела войны и нередко развязывала войны сама, типа, ну да, это было нормально, это империя. Ну как бы так, делали и не только мы, для Британской Империи это также было нормой, опять же потому что это империя, у них были свои интересы в их колониях и их мягко говоря не волновало, что думают об этом колонии, рабов не спрашивают, а диктуют им, что они должны делать, а если они не понимают, то дают люлей, после чего они это начинают понимать. И их судьба никого не волнует, потому что они слабее и вынуждены подчиняться. В то время все решала исключительно сила, больше ничего. Другое дело, что времена поменялись и теперь это все уже так совсем не работает. Сейчас войны вести глупое занятие, тебе ничего ровным счетом не даст даже полный выигрыш в войне, а новые территории будут лишь обузой, а не тем, что позволит тебе улучшить свое положение. Они его только ухудшат. И с проигрышем в войне исход будет тот же (а еще может и лучше, не надо будет тащить на себе выжженную землю, отнимающую из бюджета огромную кучу денег). А потому и удержание территорий дело весьма не благодарное, требуется сила, деньги, а толку ноль, периодически нужно будет развязывать войну на территории, которая хочет отделяться, а ради чего? Чтобы заставить их остаться внутри страны, затем тратить огромные деньги на восстановление территории и на их содержание, потому что они не смогут чисто физически принести ничего стране. Но во времена империй это было совсем не так, на территории колоний можно устраивать плантации, а их народ это отличная рабочая сила, которую в случае чего можно убить, а лечить их и не нужно особо, так, чтобы работать могли. А будут восстания, можно войска прислать, тем все равно будет нечем ответить против регулярной армии империи. Так что когда говорят о миролюбивости любой страны, стоит сильно призадуматься, наверняка это не так, безгрешных нет. Есть слабые, но не безгрешные. А страна, которая физически может навязать собственные интересы другим странам, обязательно этим воспользуется и после чего будет отстаивать эти интересы не только перед самой колонией (давая ей люлей то есть), но и перед другими мощными государствами, не согласными с таким положением вещей и тут уже вопрос, что из этого выйдет. На самом деле аналогично происходит и сейчас, просто если раньше это обязательно выливалось в войны и буквально никак иначе не работало, то сейчас войны бесполезны, а работает торговля в первую очередь. США не нужно вести войны и силой разрушать целые страны, чтобы насадить им собственные интересы, они могут продать им все что угодно и таким образом заработать, а рабочую силу можно выманивать из других стран. Если государство не платит ученым, то им можно предложить устроиться лучше в США и они это сделают, потому что среди них дураков нет. Переехав в США они резко улучшат жизнь свою, что для большинства людей важно. А для государства, как США это совсем не дорого, зато технологии сразу у них, а не у кого-то еще. И не нужно вести такие войны, как вели империи.
Вымышленное
08.06.25 17:35
Россия как и все другие страны вела завоевательные войны и это не обсуждается. Вопрос, какую политику вела Россия к в отношении населения завоёванных территорий???!!! На мой взгляд в большинстве своём велась патерналистская по своему содержанию политика.
10.01.21 08:12
Комментарий удален
Alex Ponomar
10.01.21 09:00
Почему?
Борис Попов
10.01.21 15:21
По определению. ;) Вообще, пора бы давно отказаться от сомнительного термина "Русь". К чему нам эти датчане?
Тарас Атавин
14.01.21 05:01|изменено
А термин Евразия тоже сомнителен? А термин Дания? А термин Арканзас? А термин Южная Ютландия? А термин Киевская область? Русь, она же вся Русь – это вся территория восточных славян. Не страна. Потому и на Руси, но в России. В Русь входят: Россия, Белорусь и Украина.
Татьяна Байкова
13.05.21 17:58
откажись! Никто не мешает
Борис Попов
13.05.21 18:09
Давно! ;)
Ernest Kuryliuk
10.01.21 13:45
так точно!
Татьяна Байкова
13.05.21 17:57
Жаль, а так все красиво начиналось))
Константин Нюшков
10.01.21 10:06
Такой безобидный текст, а у жителей сопредельной территории баттхерт вызывает.Редакция Лайфхакера! Даешь текст про историю борща! Вам в комментах расскажут как древние У тысячелетия варили борщ из помидоров и картошки.
Alex Ponomar
10.01.21 10:41
Уже есть, и именно с такими комментариями :) https://lifehacker.ru/classic-borshcht/
Natt Darthwood
11.01.21 01:29
ржу, такой набег полоумных хуторян-историкiв с ущимлением)
10.01.21 10:07
Комментарий удален
Alex Ponomar
10.01.21 10:42|изменено
Вы все-таки читайте текст перед написанием комментариев, не так глупо будете выглядеть хотя бы. Да, а откуда инфа про «лично отвечал за ситуацию» и «был главным коммунякой Украины»? С 1930 года в Москве он был.
Михаил Бирюков
10.01.21 14:04
В 1938 году Хрущёв стал первым секретарём ЦК КП(б) Украины. Во время правления Хрущёва как первого секретаря КП(б)У, на Украине было арестовано 167 565 человек. И до этого, в 1930 году поступив в Московскую Промышленную академию он как секретарь парткома проводил чистки в этой академии.
Alex Ponomar
10.01.21 18:57
Но ведь время Голодомора это 1932-1933? При чем же там тогда Хрущев?
Володимир Гук
11.01.21 11:47
не "на" а "в"....
Alex Ponomar
11.01.21 14:39
Не учите нас русскому языку, пожалуйста :)
DKwA
11.01.21 17:30
Не учите русскому языку. Правильно и так и так, оставьте свою политику где-то в другом месте, не здесь.
Володимир Гук
11.01.21 18:57
ха-ха-ха...
Тарас Атавин
14.01.21 05:03|изменено
Пиши по-русски. Ты в национальном домене, а не коме.
DKwA
14.01.21 17:56|изменено
Насколько я понял, это вы мне ответили. Если так, то тогда к вам вопрос, а на каком я языке, простите, пишу?
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
12.01.21 08:26
Стыдоба, перепутал Никиту с Косиором. Помнил, что было у него приличное кровавое пятно в биографии, а не перепроверил. Извините, г-н Паномарь, каюсь и бью челом. Прошу считать досадным недоразумение. Всё. Ушёл вытачивать осиновые массажеры
Андрей Вдовенко
12.01.21 09:13
Здравствуйте! Рад сообщить Вам, что я уже много лет как не школьник, но мне приятно, что меня считают таким молодым =)
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
12.01.21 17:36
Ну, долгих лет.
Андрей Вдовенко
12.01.21 17:41
Спасибо, и Вам!
80isher
10.01.21 11:20
"в правлении Хрущёва есть и отрицательные вехи вроде ... антирелигиозной кампании"По мне-вполне положительный момент.
Волшебник Гудвин
11.01.21 07:17
Очень спорная статья. Особенно про Хрущева
Володимир Гук
11.01.21 11:46
К 6 пункту забыли добавить, что в 2014 году россия начала захватническую войну против Украины (а еще там не упомянута Сирия, Грузия... и много войн, в которых росия участвовала как в 20- так и в 21-м столетиях).... Очень жаль, что хороший ресурс все больше превращается в информационную помойку... Похоже я его таки перестану читать...
Alex Ponomar
11.01.21 14:42
А с какой стати об этом надо упоминать? Это никак не связано ни с темой статьи, ни с ее содержимым. И воздержитесь от оскорблений в адрес редакции, а если хотите сидеть в личном информационном пузыре, где вам приносят только удобные вашему сознанию данные — ваше дело.
Володимир Гук
11.01.21 16:52
т.е. советско-Финская война, это война, которую вела россия, а к советско-Афганской, к российско-Чеченской, к российско-Грузинской, российско-Украинской и т.д. россия уже как-бы отношения не имеет, даже не смотря на то, в самом первом абзаце под п.6 написано "Один из самых распространённых мифов об истории России гласит, что все войны, которые она вела, были оборонительными"... или "автору" заплатили только за упоминание удобных воен?
11.01.21 18:33|изменено
Комментарий удален
11.01.21 18:54|изменено
Комментарий удален
Михаил Бирюков
11.01.21 19:49
Володимир Гук кто вам предлагает читать историю кпсс? Спросите любого европейца, за что поляки осудили Степана Бандеру? И вам любой ответит (особенно Поляк), за тероризм. За убийство Перацкого он как руководитель террористической организации был осуждён, и приговорён к повешенью. Почему вы Украинцы этого не знаете???
11.01.21 20:03
Комментарий удален
Михаил Бирюков
11.01.21 20:45
Борис Попов, так Бандера был осуждён за тероризм или нет?
Михаил Бирюков
11.01.21 20:34
Бедная страна на которую напали? Ну и какие армии в каких сражениях-битвах отметились в этой войне? Спешу вас огорчить но единственный самолёт который вы сбили в этой войне над своей территорией оказался не военный, и даже не Российский. Вы сбили пассажирский самолёт (американский боенг) принадлежащий малазийской авиакомпании. Вот в Грузии вы збивали Российские военные самолёты, да там вы воевали с Россией, а щас нет.
Dallas Reed
11.01.21 21:32
Это еще поговорим, кто сбил тот самолет
12.01.21 00:51
Комментарий удален
12.01.21 13:44|изменено
Комментарий удален
12.01.21 16:07
Комментарий удален
Dallas Reed
12.01.21 16:28|изменено
Вот только, в основном, умирали первые, а не вторые. В общем-то, первые и протестовали не столько за Европу, сколько из-за жестокого разгона силовиками студентов, которые и были за евроинтеграцию (хотя были и те, кому просто заплатили) . И почему-то, никто не знает почему, одновременно с волнениями, в Крыму начали появляться российские военные. Я не говорю, что первые или вторые правы, но не верю в белую пушистость России.
Михаил Бирюков
12.01.21 17:44
Российские войска, появились в Крыму одновременно с волнениями для того чтобы люди в Крыму не начали убивать друг друга. Для того чтобы люди соблюдали закон и решали свои проблемы мирно на основании законов, а не кидая друг в друга бутылки с горючим. Благодаря этим военным удалось остановить провокаторов и подстрекателей. Сохранить порядок на улицах и избежать лишних человеческих жертв. Благодаря этим мероприятиям люди смогли мирно принять решение высказав своё мнение проголосовав на референдуме. К тому же, решение о вводе войск принималось по просьбе тогда ещё действующего Украинского президента Януковича. Вам что не нравится, когда люди мирно без драк решают свои вопросы?
Алёна Кузьменко
12.01.21 05:35
Вы что, не знаете, то Бандера был засланным казачком фашистов и работал на Гитлера? Вы не знаете, какие он пытки применял к мирным гражданам? Он младенцев за кишки подвешивал, а про взрослых и написать страшно. Это отродье должно было мучиться так же, как и его жертвы. Вы что, не знаете, что он возглавлял ОУН (организацию украинских нацистов), создавал все эти отряды новых нацистов, которые ушли в подполье после победы, и по сей день их потомки распространяют эту плесень в умах населения. Бандера пытался уничтожить всё население Украины, а не хотел добиться независимости. Это все была немецкая программа по уничтожению украинских людей. А то, что он якобы сидел в концлагере во время войны - полная профанация. Под видом концлагеря была шикарная внутри гостиница с номерами-люксами для таких шестерок рейха (спецбарак Целленбау, почитайте). Как вообще в 21 веке возможна такая глупость и отсутствие желания узнать правду, когда большинство официальных документов рассекречено, когда все это в доступе - было бы желание просто раскрыть глаза. Все вы, бандеровцы, апеллируете одним фактом о том, что его не судили на Нюрбергском процессе, а знаете, почему? Потому что сосредоточен процесс был на руководстве Третьего Рейха, про план ОСТ достоверно не было известно в то время, его рассекретили только в 2009 (!) году, плюс сработал поддельный документ про вип-концлагерь, где сидел ваш "герой". Позже, конечно, выяснится, что все это липа, что был сговор и подпольная деятельность, что Провозглашение Независимости Украины и публичное отделение Бандеры от Гитлера - фарс и театр. А ОУН продолжит свою деятельность и начнется Чистка: волынская резня (1943, 200 тыс женщин и детей), бабий яр (1941, до смерти запытали и расстреляли более 150 тыс поляков, евреев, армян, цыган и военнопленных), львовский разгром (1941, 3 тысячи евреев запытали до смерти, даже не расстреляли), резня в хатыни, где в 43 заживо сожгли расстреляли жителей, а вообще за годы войны оттуда вывезли около 5 млн украинцев на работы в Германию. И после войны деятельность организации продолжилась до 53 года погибли еще около 3 тыс человек от рук ОУН. Только потом все вскроется, а он сменит имя и сбежит, за ним будет охотиться весь мир! Новое его имя Стефан Попель, а жил он в Мюнхене. Его "ликвидировал" бывший бандеровец - Сташинский. Жаль, правда, что без пыток и мучений, просто цианистым калием. Это ваш Ющенко признал Бандеругероем украины, а Порошенко признал ОУН - борцами за независимость. Боже, какое же это кощунство по отношению к жертвам этих нЕлюдей. Позорно не углубиться в историю, делая кумира из кого-либо.
Володимир Гук
12.01.21 10:39
этот "гениальны ответ" оказался последней точкой... читал лайфхакер с первых дней его появления... жаль, что он так испоганился и публикует всякую фигню, и за деньги в том числе... наша "совместная история" закончилась... забываю о вашем существовании...
Борис Попов
11.01.21 20:07
"или "автору" заплатили только за упоминание удобных воен?" - Нет, он действительно так считает. Он развенчивает удобные мифы и вуалирует неудобные. Он несчастное дитя 100-летней пропаганды.
Борис Попов
11.01.21 20:05
"если хотите сидеть в личном информационном пузыре" - А это универсальный совет? ;)
Тимур Аманатов
07.05.24 22:42
Сейчас твоя русофобская пропаганда теряет смысл
Андрей Вдовенко
12.01.21 09:36
Дорогие читатели! Пожалуйста, обратите внимание на следующие моменты. Во-первых, термин «Русь» — такая же абстракция, как «Россия», «Украина», «Беларусь», «русские», «украинцы» и «белорусы». Пожалуйста, помните, что в разное время центрами восточнославянской государственности были киевские, новгородские, галицкие, владимирские, литовские, московские земли. Причём зачастую одновременно. Во-вторых, никто в этой статье не поощряет зверства ни Ивана Грозного, ни кого-либо ещё, просто мы хотели показать, что такое поведение было вполне в духе того времени. В-третьих, пожалуйста, обращайте внимание на заголовки: например, мы не обсуждаем морально-этический портрет Никиты Хрущёва, а то, как он запомнился в массовом сознании, и о том, что это не совсем верно. Большое спасибо за понимание! Всем мир =)
Александр Орлов
11.03.21 17:28
россия то есть русь появилось от 2 названий при петре -1 РОСЕНИЯ И АСИЯ то есть азия, асия первоначальное название азии видно на всех картах до петровской эпохи.
Татьяна Байкова
13.05.21 18:06
киевские, новгородские, галицкие, владимирские, литовские, московские земли и говорили в них на одном языке - русском.
Борис Попов
13.05.21 18:11
Который появился через несколько сотен лет. :D
Вымышленное
08.06.25 17:47
А я просто скажу, что Хрущёв был конченной
Тарас Атавин
13.01.21 16:47
И с кем же Россия вела завоевательные войны? С напавшим на неё третьим Рейхом? С похищавшей людей Турцией? Может с Украиной, на которой вообще нет ни одного российского солдата? Не смешно.
Dallas Reed
13.01.21 16:49
В Крыму и на Донбассе тоже не было? Прям ни одного?Это вы смешные вещи пишете
14.01.21 04:54
Комментарий удален
Dallas Reed
14.01.21 11:06|изменено
Что вы за бред несете? Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР в 1954, из-за «общности экономики, территориальной близости и тесных хозяйственно-культурных связей между Крымской областью и Украинской ССР». При чем здесь англичане? Какие дороги исчезли? Какие киевские сепаратисты?И да, не разу не российских солдат на Донбассе я видел своими глазами.
Борис Попов
17.01.21 15:13
Проблема в том, что многие россияне не умеют пользоваться интернетом. В котором в самых разнообразных соцсетях российские оккупанты оставили сотни тысяч документальных свидетельств оккупации (фотографии, видео, геолокация, отчёты о проделанной работе).
Alex Ponomar
13.01.21 18:26
Ну, например: Хазарские походы Святослава, поход и взятие Казани, Ливонская война, русско-польская война 1792 года, Ахал-текинская экспедиция, вторая советско-финская война...в списке еще немало пунктов.
Тарас Атавин
14.01.21 04:56
Отмстить неразумным хазарам. И Польша сама напала на Россию. И Финляндия.
Alex Ponomar
14.01.21 08:19
Ну да, стихотворение Пушкина это же достоверный исторический источник. Но даже там в поход шёл Вещий Олег (который ещё щит на ворота Царьграда прибивал совсем не в оборонительном походе). По остальным пунктам вы тоже мимо.
Борис Попов
17.01.21 15:09
Короче, почти всё, что выходит за пределы Московской области и пары соседних. Как монголо-татарское иго. Где иго, а где Монголия.
Тайный Пурпурный Ежик
14.01.21 07:22
Такой город, как Ташкент был присоединен к Российской имерии кровопролитным штуромом. И не с первого раза. Потом были уличные бои. А причина - установление контроля над территориями средней азии. Конечно это были не завоевательные походы. Средняя азия она же всегда русской была :)
Тарас Атавин
13.01.21 16:48
И кто же по-твоему продал Аляску?
Тарас Атавин
14.01.21 05:12
Ол комплит, присоединение Сибири мирным не было. Как и принуждение третьего Рейха к миру. А как ещё? А как Вы объясните казнь своих за преступления против сибирских аборигенов? А браки казаков с местными? А брак казака с беглой ирокезкой? Причём, и муж считал жену местной, и она – его, а моя прапра...прабабушка из принципа построила во дворе дома зятя то ли чум, то ли принятый за него казаками вигвам и жила в нём. А тот факт, что крепостным мог быть только славянин? Для сравнения американцы были порабощены. Причём, сами казаки были беглыми. Царь Иван за беглого Ермака не отвечает.
Alex Ponomar
14.01.21 09:36
Не очень понял, чему весь этот набор странных утверждений, но крепостными точно были не только славяне.
Сергей Сергеевич
17.01.21 14:39
У лакедемонян было Миронов В. Б. --- зочэм??? пишыти бис скобак !?!?!?!?!
Сергей Сергеевич
17.01.21 14:50
Фактически русский князь выступал -- фактически русский?илиФактически,,,,,,, русский князь выступал
Станислав Онищук
03.02.21 18:35
ДО 1721 ГОДА РОСИЯ НАЗЫВАЛАСЬ МОСКОВИЯ
Alex Ponomar
03.02.21 20:35
Нет, не называлась.
Татьяна Байкова
13.05.21 18:05
Безумным учить матчасть
Денис Банах
07.02.21 11:19
Автору огромное спасибо за интересную статью. Действительно любому образованному человеку должно быть стыдно верить в эти мифы из истории родной страны. К сожалению к этим мифам теперь надо добавить сочинения сказочников Фоменко, Носовского, Клесова, Задорнова, Бебика и других, которые ничего не соображают в исторической науке.
Татьяна Байкова
13.05.21 18:15
по крайней мере не соображают, так как Денис Банах
vik er
07.02.21 18:21
винегрет......аффтар- ты хоть пару классов в школе окончил?
Psihology Zak
20.02.21 20:49
Да, 60-е годы при Хрущеве считаются счастливым временем. Интересно было бы пожить в то время... И вообще, украинцы Хрущев и Брежнев - при них было лучшее время совка, за которым все пенсионеры так скучают.
Борис Попов
20.02.21 21:00
Хрущёва отстранили в 1964 году. Хрущёв и отец Брежнева родились в Курской губернии. У украинцев не бывает таких фамилий.
Татьяна Байкова
13.05.21 18:04
на чужих заделах прежних времен жировали и не стеснялись! Королев в 1927 году ракету строить начал! ДнепроГэс и Магнитку до войны построили все вместе. Волжкую ГЭС при Хрущеве уже заканчивали строить. Хрущев только запретил Лунную программу Королеву развивать и за хлебом при нем стояли в очереди с 4-х утра , хорошо помню, т.к. кругом кукурузой поля засеяли) безумцы
Вымышленное
08.06.25 17:56
Psihology Zak, как я понимаю, вы не жили в то время, поэтому не вам судить, а я жил во время правления Л.И. Брежнева, в настоящее время я хоть и живу материально самодостаточно, но спроси меня и я бы с удовольствием вернулся в то время.
Дмитрий Забиров
10.03.21 08:10
С походом Ермака не все так просто. Сибирское ханство постоянно совершало грабительские разбойничьи набеги на владения промышленников Строгановых. Строгановы оборонялись своими силами - Москва поддержки не давала. Строганов испросил разрешения у Ивана Грозного, представлять в Сибири официальную военную власть - и получил разрешение. Далее экипировал полк казенного образца для противодействия татарам. Иван похвалил Строганова и... забрал этот полк на Ливонскую войну. Тогда Строганов принуждаемый обстоятельствами нанял несколько "бригад братков" во главе с "авторитетом" Ермаком. Дальше вы все сами знаете. А в конце, Ермак "поклонился царю (а не нанявшему его Строганову) занятыми им в походе землями", чем заслужил себе и своим соратниками прощение от уголовного преследования.Таким образом. эту войну, как и Крымские походы (крымские татары сотни лет терроризировали Русь и жили награбленным с нее) "захватническими войнами" назвать можно с большой натяжкой.
Александр Орлов
11.03.21 17:18
пишут факты о руси вроде как летописи с 9 века, и по 17 век, а почему нет не чего о летописях или самих летописей до нашей эры о руси? когда началась она эта новая эра? что самое интересное, СМЗХ летоисчисление на руси закончилось 7208 летом и в то же время началось от рождества христова то есть 1700 год, так почему все летописи нам впаривают с 9 по 17 век с христианским летоисчислением? допускаю летописи были но как так получилось что летоисчисление одно а летописи датированы другим? допустим 1242 год а по СМЗХ ЭТО БЫЛО 6750е лето и по всей руси пользовались им до 7208 го то есть до 1700 года значит и даты стоять должны от СМЗХ а нам впаривают от рождества христова все даты, это дубликаты но не оригиналы, думаю что оригиналов давно нет а в дубликатах лож, кому то нужная.
Татьяна Байкова
13.05.21 18:13
Дома лежит книга по математике 19 века издания, в ней на 1 странице указана дата в исчислениях с СМЗХ 7225 лета. а ниже уже год исчисления от РХ. Таких в стране еще много осталось.
Александр Орлов
11.03.21 17:42
https://drevlit.ru/texts/maps/asia_1851.jpg
Alex Ponomar
11.03.21 17:43
Но ведь там написано Russian Empire...
Манила Манила
21.03.21 07:44
Половина инфы это уровень 6 го класса школы по истории.Чему учат сейчас?
24.03.21 12:32
Комментарий удален
Alex Ponomar
24.03.21 13:06
Ничего из перечисленного вами не является завоевательной войной (а некоторые и войной не являются).
Полиграф Шарико
24.03.21 13:30
ойле? вооруженный конфликт, осуждаемый мировой общественностью (в котором погибли люди), после которого, у одной стороны стало территорий больше, как это назвать как не завоевательной войной?
Alex Ponomar
24.03.21 13:33
Ну и какие территории Россия приобрела в результате войны в «Авганистане» или в Сирии? Чечня и Дагестан, напомню, части России.
Полиграф Шарико
24.03.21 13:44
Во первых вы написали "Ничего из перечисленного".То что в войе в Авганистане она проиграла, не значит что это не было войной. В Сирии война еще идет, если что. Чечня могла стать отдельной страной.Теперь к части "Ничего из перечисленного". Территория Южной Осетии де-факто, полностью под контролем России, как и территория ДНР, ЛНР, как и Преднистровье (там ходят российские деньги, паспорта, документы), территория Крыма вообще официально признана территорией РФ (самой РФ естественно, не миром).
Alex Ponomar
24.03.21 15:38
То есть вы всерьез считаете, что результатом войны в «Авганистане» стало бы присоединение «Авганистана» к СССР, а результатом войны в Сирии станет присоединении Сирии к России?Уточните, если «Чечня могла стать отдельной страной» и не стала в результате «завоевательной войны» (по вашим словам), значит ли это, что война Украины против ДНР и ЛНР — тоже завоевательная?
Борис Попов
24.03.21 15:43
Результатом Второй мировой стало присоединение к России (точнее, подчинение ей) около десятка стран. Есть различные виды "присоединения". Один из них - политический (и экономический) контроль подчинённых территорий."значит ли это, что война Украины против ДНР и ЛНР — тоже завоевательная?"Война Украины против ДНР и ЛНР - освободительная.
Полиграф Шарико
24.03.21 17:15|изменено
"война Украины против ДНР и ЛНР" все ясно/понятно, на этом дискуссию можно прекращать. Это война Украины против России (в широком понимании, Цивилизованного мира против России в еще более широком), это завоевательная война России против Украины, и не нужно подменять тут понятия. Так называемые ДНР/ЛНР это просто прикрытие для регулярных частей РФ. И все давно уже это поняли, да и Вы в том числе, это прекрасно понимаете. И что, Россия в конечном итоге хочет как раз присоеденить эти территории, ну или по старому сценарию - еще одна процветающая Южная Осетия, которую признают мировые сверхдержавы как Венесуэла и Никарагуа По Авганистану И Сирии - конечно же нет, не на прямую. А ради влияния, и решения ряда други своих политических, дипломатических, вопросов.
Борис Попов
24.03.21 17:31
"Россия в конечном итоге хочет как раз присоединить эти территории"Россия не хочет делиться своими скудными ресурсами ни с кем. Создание фейковых республик является инструментов в борьбе против неугодных соседей и прикрытием собственных милитаристических устремлений.
Alex Ponomar
24.03.21 21:07
Да посмотрите уже в словаре, как пишется Афганистан. Ну а по остальному – простите, спор бесполезен. У вас свои оценки, у меня свои. Не сойдёмся, спорить бессмысленно.
Татьяна Байкова
13.05.21 17:56
хватит писать Авганистану, нет такой страны.
31.03.21 10:15
Комментарий удален
Татьяна Байкова
13.05.21 18:09
шизофрения лечится!
Александр Нафф
07.04.21 20:11
Появление самостийников и становление нации "украинцы" во второй половине 19 века с самого начала происходило с перевирания истории. Первейшей целью усилий самостийников оказалась древнерусское государство, которое позже назвали Киевская русь. И уже тогда самостийникам тыкали в морду несоответствием их новопридуманной истории фактам. Ничего принципиально нового с этого момента не произошло: незалежные так же врут, их точно также тыкают мордой в исторические факты.
Татьяна Байкова
13.05.21 17:28
Изменять историю может всякий, это легко, т.к. это всего лишь мнение и история все стерпит. Изменение истории вредит только изменнику, т.к. самомнение губительно для него в первую очередь. Все кто пытался переписать историю плохо были оплеваны.
20.07.21 17:04
Комментарий удален
Alex Ponomar
20.07.21 17:15
Интересно, как работали суды присяжных во время Новгородского погрома.
Andre Zhak
06.09.21 19:37
Русь была и остаётся навеки исключительно Киевской. Никакой другой Руси в истории не существовало никогда. Как бы это кого-либо ни огорчало.
Alex Ponomar
06.09.21 22:19
Вот это Беларусь сейчас удивилась.
Манила Манила
09.09.21 07:47
Понятие "Киевская Русь" было придумано историками в 18 веке для обрзначения временного периода,когда главным городом считалься Киев и там находился старший князь.За 100 лет перед монгольским нашествием князья менялись там больше ста раз,некоторые занимали этот трон 2-3 раза.
Andre Zhak
09.09.21 13:33
В психушке сегодня выпускной?Книги читай, клоун.
06.11.21 05:17
Комментарий удален
Alex Ponomar
06.11.21 13:18
Какой вы агрессивный и при этом глупый.
Shketic M
28.12.24 14:33
Удивительная история про татаро-монгольское иго разбивается о несколько фактов: генетически татары - европеоиды, а монголы - монголоиды. Это две разные расы. ДНК татар совпадает с ДНК русских и отличается от ДНК азиатов. 2. Историки Монголии не подозревают, что 300 лет держали власть над Русью. 3. Все раскопки на Куликовом поле говорят, что и генетически и по стилю останков одежды - битва была среди одного народа.
ВасилийВ
05.04.25 02:54
"останков одежды"🤣👍
Что вы могли пропустить
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
0
Вчера
Жизнь
Колонка
5 причин, почему мы игнорируем информацию, которая прямо у нас под носом
5 причин, почему мы игнорируем информацию, которая прямо у нас под носом
0
1 ноября
Жизнь
Жизнь
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
31 октября
Жизнь
Жизнь
Как сохранить дихондру зимой в домашних условиях: личный опыт и полезные советы
Как сохранить дихондру зимой в домашних условиях: личный опыт и полезные советы
0
30 октября
Жизнь
Ликбез
22 способа чувствовать себя лучше без особых усилий
22 способа чувствовать себя лучше без особых усилий
0
30 октября
Жизнь
Жизнь
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
0
29 октября
Жизнь
Жизнь
10 дурацких минусов одиночества, которые я прочувствовала на себе
10 дурацких минусов одиночества, которые я прочувствовала на себе
0
28 октября
Жизнь
Жизнь
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
0
28 октября
Жизнь
Жизнь
8 хобби, которые помогут прокачать мозг и память
8 хобби, которые помогут прокачать мозг и память
27 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Что нужно знать, прежде чем завести пекинеса
Что нужно знать, прежде чем завести пекинеса
0
27 октября
Жизнь
Ликбез
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
0
27 октября
Жизнь
Колонка
Собаки: большой гид для тех, кто мечтает о питомце или уже его завёл
Собаки: большой гид для тех, кто мечтает о питомце или уже его завёл
25 октября
Жизнь
Жизнь
10 полезных комнатных растений, которые должны быть в вашем доме
10 полезных комнатных растений, которые должны быть в вашем доме
0
23 октября
Жизнь
Ликбез
Как подготовить ребёнка к самостоятельным поездкам в транспорте: 5 важных уроков
Как подготовить ребёнка к самостоятельным поездкам в транспорте: 5 важных уроков
0
23 октября
Жизнь
Жизнь
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
0
22 октября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Алексей Зотов50 минут назад

0 / 0

Черное зеркало не сериал в общем понятии, а собрание отдельных историй.
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
Аватар автора комментария
Артём Козориз4 часа назад

0 / 0

Вы_продоёте_рыбов.джпг
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
Аватар автора комментария
Vladimir Nikitin5 часов назад

0 / 0

А как же "Авиатор"?
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
Аватар автора комментария
Евгения6 часов назад

0 / 0

Хороший список, много из того что написано смотрела, я бы добавила сериал "Убежище" 2008-2011, 4 сезона
44 сериала для тех, кому не хватает мистики и чудес
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях